Алена Бутова
Семинар-практикум «Общаться с родителем. Как?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышать эффективность взаимодействия в диаде «педагог-родитель» через развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями.
Оборудование:
-2 листа ватмана;
-краски, карандаши, ножницы, клей, цветная бумага, журналы;
-памятки «Алгоритм самоанализа педагогической позиции в общении с родителями» по количеству участников;
-клубочек шерстяных ниток;
-приятная музыка.
Ход семинара-практикума
1. Приветствие. Вступительное слово.
Публикация «Семинар-практикум „Общаться с родителем, Как?“» размещена в разделах
Психолог: Большое внимание уделяется работе с семьей. Для чего? Без знания семьи, семейной ситуации невозможно осуществлять индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку, включенному в контекст отношений семейной системы. Некоторые педагоги испытывают трудности в работе с родителями, с семьями. Это может быть связано с несколькими причинами, например, с социально-экономическими, организационными, профессионально-личностными.
2. Игра «Ассоциации».
Передавая клубочек по кругу (2-3 раза, каждый называет свою ассоциацию на слово «общение». Ассоциации не должны повторяться.
3. Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».
Педагоги делятся на две группы и создают обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Портреты могут быть выполнены разными техниками.
Затем работы презентуются.
Психолог: Какие эмоции вы испытывали, создавая портреты, с которыми неприятно вступать в контакт?
-Какие качества вы отразили в этом портрете?
-Что вы чувствовали при создании другого портрета?
-Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны?
4. Беседа «С чего начинается общение?»
Итог беседы: родитель, который не соответствует идеалу, вызывает раздражение, поэтому к нему возникает отрицательное отношение. Обсуждение «Алгоритма самоанализа педагогической позиции в общении» и «Алгоритма изменения отношения от нетерпимости к принятию».
5. Упражнение «Желаю Вам…»
Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику, как одному из родителей своей группы.
Итог: самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Психолог: Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
-Какие трудности возникли при выполнении задания?
6. Рефлексия.
Педагогам предлагается выразить свое отношение к семинару нетрадиционным способом: мимикой, жестами, движениями, фразой, лозунгом, звуком, цветом, ассоциацией.