Валерия Сазыкина
Семинар по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Семинар по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Продолжается разрушение института семьи. Именно поэтому, предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одним из социальных партнеров нашего ДОУ является находящийся в селе храм Рождества Христова, при котором работает воскресная школа для детей «Радость моя». Основным направлением в своей работе мы считаем привлечение детей к духовно-нравственным ценностям через церковно-приходские воскресные школы.
При взаимодействии с воскресной школой мы повышаем значимость связи Церкви, семьи, детского сада, осуществляем непрерывность и преемственность процесса духовно-нравственного воспитания с начальным общим образованием.
В работе с воскресной школой используем следующие формы воспитательно-образовательного процесса :
- театрализованная деятельность
- экскурсии в храм с детьми,
- беседа со священнослужителем;
-выставки (совместная деятельность детей и родителей).
- консультативный и информационный материал для родителей;
- в детском саду оформлен православный уголок. Содержание уголка представлено православной литературой для детей.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников заставила или натолкнула нас разработать и реализовать проект на тему: «Духовно-нравственная проблематика современных детей старшего дошкольного возраста».
Главная цель – воспитание личности с активной гражданской позицией на основе православных традиций.
Реализация нашего проекта в духовно-нравственном развитии и воспитании дошкольников включает в себя формирование:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
• нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
• нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)
Какие нравственные качества в ходе реализации проекта мы должны формировать в детях:
• доброжелательность, стремление совершать добрые поступки;
• терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощение и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло;
• человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение;
• честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки;
• ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание;
• трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других;
• совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».
Формируя в детях ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, а также трудолюбие и доброжелательность, педагогами было организовано посещение ветерана ВОВ Баринова В. Н., вдовы участника ВОВ Железновой З. П. и труженицы тыла Сабуровой А. И.
В рамках работы по реализации проекта были проведены следующие мероприятия развлекательного характера: «Колядки», «Масленица», «Ивана Купалы». Дети с большим интересом приняли участие в подготовке и проведении данных мероприятий. Родители оказывали помощь в изготовлении атрибутов и костюмов.
Приобщая детей к православной культуре, педагогом воскресной школы организовано знакомство воспитанников с православными праздникам через театрализованную деятельность. («Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение», «Троица», «День семьи, любви и верности», «Яблочный спас»)
Проведение всех вышеперечисленных мероприятий позволило нам подойти к цели нашего проекта.
По окончании реализации проекта стоит отметить, что дети получили глубокие и прочные знания о народной культуре, родном крае, основах быта русского человека, а родители стали проявлять интерес к духовно-нравственному становлению личности ребёнка и активно участвовать в православном воспитании детей.