Наталия Башаева
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Для умелой руки все работы легки» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников :
«Для умелой руки все работы легки»
Вторая младшая группа
Цель: учить давать положительную оценку трудолюбия и желания помочь в работе. Закрепление знаний о предметах домашнего обихода и умений пользоваться ими. Знакомство с русской пословицей и сказкой «Для умелой руки все работы легки».
Развивать устную речь ребенка, обогащать словарь.
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Для умелой руки все работы легки“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой, вызывать дружелюбие, умение раскаиваться в плохих поступках.
Материалы: куклы, русская печь, веник, игрушка мишка, костюм хозяйки.
Ход
1. Организационный момент.
2. Показ сказки.
Х о з я й к а. Здравствуйте, детки дорогие, мои помощники добрые! Помню, помню, как вы мне помогали. Старательные вы, рукодельные. Покажите мне свои ручки! Вот они какие: и пол мести, и коврик потрясти, и кошечку накормить, и тарелку помыть – все умеют. Тех, у кого руки дела делать умеют, так и называют – рукодельными. Вот и девочка Маша (показывает куклу) была рукодельница. Утром вставала рано, сама одевалась, сама умывалась, сама печку топила, сама по воду ходила. Хорошая девочка Маша, мамина помощница.
А ее сестричка Луша (показывает другую куклу) была ленивица, она любила только на печке лежать да спать – вот так. (Луша похрапывает на печке под одеялом.) Мама Лушу будит…
– Вставай, Лушенька!
– Неохота!
– Лушенька, просыпайся!
– Одень меня!
Даже одеваться Луше не хочется. Оденет ее мама, умоет, за стол посадит, а Луше даже ложку держать лень, кричит маме:
– Покорми меня!
Вот какая ленивая была Луша! Однажды пошли Маша и Луша в лес за ягодами. Деревце за деревце, кустик за кустик – и заблудились, потеряли дорогу. Видят, среди леса избушка стоит. Вошли в избушку, а там медведь.
– Здравствуй, Мишенька! – говорят девочки.
– Здравствуйте, девочки.
– Миша, мы заблудились, дорожку потеряли. Помоги нам, пожалуйста, из леса выйти, нас мама с папой дожидаются.
– Помогу, помогу и дорогу покажу, но сначала вы мне помогите, в избушке приберите, а то у меня дел много, мне одному не управиться.
Ты, Маша, печку растопи, рубашку мне залатай, медвежонка убаюкай. А ты, Луша, за водой на речку сходи, кашу из печки на стол принеси да пол в избе подмети.
Стала Маша печку топить. Она знает, что в печку надо дрова подкладывать, кочергой угли помешивать (показывает). Стала печка горячей, можно кашу варить. Теперь надо рубашку починить: дырка на ней. Видно, зацепился Миша за сучок, вот рубаха и порвалась. Вдела Маша ниточку в иголочку и давай стежок за стежком класть да напевать:
Иголка, иголка, ты остра и колка. Не коли ты Машечку, лучше шей рубашечку.
Сама не заметила, как работу закончила. Примерил медведь рубашку, Машу похвалил: спасибо, мол, тебе, рукодельница.
Тут медвежонок заплакал. Стала Маша его укачивать да колыбельную напевать. Мы тоже знаем эту песенку. Давайте вместе с Машей ее споем. (Все дети напевают песенку «Баю- бай».) Маша рада, что вы ей помогли.
М а ш а.
Вот спасибо вам, ребятки, спит Мишутка сладко-сладко!
Х о з я й к а. Понравилась медведю Машина работа, все она делать умеет. Это потому, что дома не ленилась, всему научилась. «Для умелой руки все работы легки», – так русский народ говорит.
Что же делает ленивица Луша? Хотела она чугунок с кашей из печки достать, полезла в печь руками.
Л у ш а. Ой! Ой! Пальчики обожгла!
Х о з я й к а (дует Луше на пальчики). Разве можно, Лушенька, руками из горячей печки чугунки доставать? Ребятки, скажите, чем надо взять, ухватить чугунок? (Дети показывают, как пользоваться ухватом.) Конечно, ухватом! Видела, Луша, как дети ловко ухват держали? Теперь ты попробуй!
Л у ш а (достает чугунок ухватом). Спасибо, ребята, научили. Теперь мне надо по воду идти, а я умею воду только пить, не знаю, как за ней ходить.
Х о з я й к а. Ребятки, расскажите Луше, с чем по воду ходят? (Дети рассказывают и показывают, как пользоваться коромыслом.)
Л у ш а. Спасибо вам, ребятки! Теперь и я знаю, как воду носят, мне даже понравилось. А как мне с последним заданием справиться, пол подмести? По полу-то я хаживала, а как мести его, не спрашивала. (Взяла Луша голичок – и ну им махать, пыль поднимать! Медведь чихать начал.)
М е д в е д ь. Ап-чхи! Ап-чхи! Что ты делаешь?
М а ш а. Не сердись, Мишенька, сейчас мы с Лушей все сделаем правильно. Смотри, сестрица, как надо мести (показывает) : веник высоко не поднимай, веди его по полу аккуратно, вот так. Попробуй.
Л у ш а (метет, приговаривает). Веник высоко поднимать не буду, мести стану аккуратно. (Можно позвать на помощь Луше детей.) Смотрите, как хорошо получилось! Спасибо тебе, Маша, и вам, ребята, спасибо!
М е д в е д ь. Теперь у меня в избушке порядок. Ай да девицы-рукодельницы! Умницы-разумницы! И ребята тоже молодцы. Луше помогали, из беды выручали. Добрые ребятки, дружные, умелые! Ко мне в гости приходите, малиной угощу, медом, а вам, сестрицы, сладенького на дорожку (дает куклам корзиночку с «малиной»). Теперь я вам помогу и дорогу домой покажу, из лесной чащи провожу.
Показал Миша девочкам дорогу, проводил, попрощались они с медведем да домой побежали, спасибо сказали.
Луша больше не ленится, маме помогает, скоро все дела делать научится. Вот и хорошо. Ленивых в народе не любят, смеются над ними, а рукодельных люди уважают, говорят про них: «Для умелой руки все работы легки».
3. Беседа с детьми о пословице «Для умелой руки все работы легки»
4. Итог.