Анна Габриелян
Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников «Любовь к Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение дошкольников к прошлому и настоящему своей культуры,
через связь поколений, народные традиции, поэзию, песни»
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм - это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Публикация «Проект по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников „Любовь к Родине“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Воспитание патриотизма это непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка. Любовь к Родине начинается с ближнего окружения - с семьи, детского сада, со знакомства со своей улицей, городом, ее столицей, символами и традициями. В. Сухомлинский писал: «От того как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик.» Не каждый родитель уделяет достаточно времени для воспитания у ребенка патриотических чувств. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в этом возрасте формируются нравственные качества человека. Впечатления, полученные в этом возрасте, играют огромную роль в становление личности патриота.
Тип проекта: поисково-творческий
Цель проекта: Формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством приобщения к семейным, народным традициям, развитие интереса к истории и культуре России.
Задачи проекта: Дать детям представление о том, что такое «традиции»;
-прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;
-воспитывать уважение к сотрудникам детского сада;
-расширять представление о национальной культуре;
-продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством;
-развивать творческую активность в ходе проекта;
-закрепить знания о государственной символике РФ;
-воспитать чувство гордости за свою страну;
-воспитать интерес к истории своей Родины;
-закреплять знания о праздниках России, о народных праздниках:
-расширять предметно - развивающую среду;
-воспитать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать активную жизненную позицию;
-расширять словарный запас;
Для решения поставленных задач были выбраны следующие формы работы:
Работа с детьми - непосредственно деятельность, наблюдения, прогулки,
экскурсии, праздники. Чтение художественной литературы, беседы.
Игры: подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые, пальчиковые. Художественное творчество: рисование, лепка, аппликация, ручной труд. Музыкальное творчество: слушание музыки, разучивание песен и танцев.
Работа с родителями: консультации, совместная работа с детьми, участие в конкурсах, помощь в подготовке праздников и развлечений.
Участники проекта: дети и их родители, воспитатели которые непосредственно проводили экскурсии, игры, задания, привлекали к участию в проекте семьи, оформляли вместе с ними результаты поиска и творчества.
Музыкальный руководитель, которая подбирала музыкальные произведения, песни, танцы, связанные с тематикой проекта, готовила детей к итоговому досугу.
Проект ориентирован на получение каждой категорией участников определенных результатов:
У детей: - формирование более глубоких знаний о традициях родной страны, ее истории, символах, испытание чувства гордости за свою Родину.
У родителей: - формирование активной заинтересованной позиции в ходе реализации совместной с детьми проектной деятельности, понимание важности воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
У педагогов: - повышение уровня педагогического мастерства, в организации проектной деятельности с детьми;
Развитие семейных традиций, традиций детского сада, будут способствовать
укреплению взаимоотношений между родителями, детьми и дошкольным учреждением.
Продолжительность проекта в два года включает три основных этапа.
Первый этап подготовительный:- разработка проекта; донесение до участников важность данной проблемы; подборка методической и художественной литературы; придумывание творческих заданий для детей и родителей; подготовка к проведению досугов, праздников и развлечений;
Второй этап реализационный: рассматривание иллюстраций; репродукций картин; проведение выставок; экскурсий; подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр; досугов, праздников и развлечений; разучивание песен, стихов; танцевальных композиций;
Третий этап заключительный: - проведение итогового музыкального досуга;
I Блок - «Моя семья». «Мой детский сад».
Беседы:
«Наша дружная, спортивная семья», «Моя родня», «7-Я», «Мой папа», «Мой любимый детский сад», «Пожилые люди». «Детский сад - моя вторая семья игра беседа». «Что такое детский сад?»
Чтение художественной литературы: Я. Аким «Моя родня», «Мой брат Миша»; В. Драгунский «Моя сестра Ксения», «На садовой большое движение»; 3. Александрова «Посидим в тишине»; ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога»; Р. Гамзатов «Мой дедушка». Рассказ Л. Н. Толстого про старого деда и внука; разучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Рассматривание репродукции картин: А. Ржевская «Весёлая минутка»; Ф. Решетников «Опять двойка»; К. Маковский «Дети, бегущие от грозы», «Игра в бабки»; К. Брюллов «Всадницы»; В. Серов «Девочка с персиками».
Художественное творчество
Рисование: «Дом, в котором я живу», «Моя семья», «Мой любимый сад», «Моя мама».
Развлечение: «День знаний».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Поликлиника», «Театр», «Библиотека»; Дидактические игры: «Назови отчество», «Измени имя», «Маму зовут.», «Скоро в школу».
Подвижные игры: «Пирог», «Горелки», «Карусели».
Экскурсии: экскурсия в медицинский кабинет и на кухню детского сада; Выставка: «Бережем здоровье», «Новогодняя гирлянда», «Рукавичка для Деда Мороза».
Работа с родителями:
Консультация - «Традиции семьи в воспитании детей - дошкольников».
Родительское собрание: «Готовимся к школе».
II Блок - «Мой город». «Моя страна».
Беседы: «Мой город»; «Моя Родина»; «Государственные символы России»; «Москва - главный город страны»; «Башни Кремля»; «Россияне – граждане России»; «День народного единства»;
Чтение и разучивание стихотворений о России, о Москве.
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: рассматривание символики нашей страны и, родного города. Фотоальбом «Россия - моя страна». «Карта России», «Красная книга России».
Художественное творчество:
Рисование - «Кремль.
Лепка - «Спасская башня Кремля»,
Аппликация - «Царь колокол», «Московский Кремль».
Экскурсии:
В детскую библиотеку школы № 687; в Московский театр кукол им. С. Образцова; в детскую музыкальную школу им. Бородина; на Красную площадь; в парк Кузьминки.
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Улицы Москвы»;
Дидактические игры: «Дом, улица, город», «Какой наш город», «Дом, в котором я живу».
Чтение художественной литературы: Э. Кац «Мы живем в Москве»; С. Михалков «А что у вас?»; С Баруздин «С чего начинается родина»; Н. Кончаловская «Наша древняя столица»; К. Ушинский «Отечество»; Г. Юрмин «Царь-башня»; С. Васильев «Россия»; Н Забила «Наш край»; Т. Котт «Родина моя», «Наша Родина на глобусе и на карте», Б. Житков «Красная площадь»; Е. Карасев «Город герой».
Рассматривание репродукции картин: В. Поленов «Московский дворик», Ф. Алексеев картины старой Москвы.
Подвижные игры: «Совушка», «Золотые ворота».
Работа с родителями:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
III Блок - «Культура и традиции».
Беседы: «Народные промыслы», «Русские народные сказки», «Русская матрёшка», «Хороводные игры на Руси», «История праздника Новый год, Рождество».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Народные промыслы:
хохлома, гжель, дымковская игрушка, Городецкая роспись». «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России». Художественное творчество:
Рисование: «Дымковская деревня», «Городецкий конь», «Городецкий павлин», «Голубая гжель», «Пасхальные яйца - роспись по доске».
Выставки: «Пасха Христова», «Богатыри России».
Чтение художественной литературы: «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка», С. Чёрный «Рождественское», А. И. Куприн «Бедный принц»; В. Катаев «Ёлка». А. Н. Толстой «Ёлка», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Илья Муромец и Соловей - разбойник»; Былина «Садко»; П. Синявский «Синие птицы по белому небу.». Разучивание стихов, пословиц, песен о новогоднем празднике, о Масленице, Пасхе.
Рассматривание репродукции картин: В. Васнецов «Богатыри», «Снегурочка», «Иван - Царевич на сером Волке», «Алёнушка»; И Билибин - иллюстрации к сказкам А. Пушкина.
Подвижные игры: «Гори, гори, ясно», «Золотые ворота». «Бояре, а мы к вам пришли.», «Ручеёк», «Горелки с платочком». «Два Мороза», «Гуси-лебеди»
Работа с родителями:
Консультации: «Какие русские народные сказки читать детям», «Русские традиционные праздники: Рождество, Масленица, Пасха».
Праздники и досуги: «Новый год у ворот», «Здравствуй Масленица!»,
«Пасхальные гуляния».
IV Блок - «Защитники Отечества».
Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев», «Кто может служить в армии», «Как женщины участвовали в войне», «Дети войны», «Города герои», «Герои войны», «Наша армия», «Летят самолеты», «Дни боевой славы», «Русские богатыри».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Города герои», «Дети войны».
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация: «Открытка для папы», «Открытки к празднику Победы»,
Ручной труд: создание картотек для 13 ветеранов ВОВ, прадедушек наших детей. Объемная поделка из картона «Неизвестный солдат», коллективная работа.
Чтение художественной литературы: Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне». Ю. Коваль «На границе»; Я. Длуголенский «Что могут солдаты»; А. Печерская «Дети - герои ВОВ», С. Алексеев «Великая Московская битва», «Первая колонна»; Е. Благинина «Шинель»; Л. Кассиль «Памятник советскому солдату»; С Михалков «Быль для детей»; М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; С. Конкевич «Беседы о ВОВ». Разучивание стихов, песен, про Победу, войну, армию.
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики».Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Мы моряки».
Рассматривание репродукции картин: А. Дейнека «Оборона Севастополя». «Окраина Москвы», М. Самсонов «Сестрица»; С. В. Герасимов «Мать партизана»; А. И. Лактионов «Письмо с фронта».
Выставка: «Имя твое известно солдат, подвиг твой бессмертен», посвященный дню Победы, совместная работа детей и родителей.
Экскурсии: «Музей боевой Славы школы №687», «По следам героев» - возложение цветов к мемориальным доскам героев района «Текстильщики», участие в акции «Бессмертный полк».
Работа с родителями:
Консультации: «Ребенок и его родина», «Мой прадедушка».
Досуг: «Будем родине служить, будем службой дорожить!», «Будущие защитники»- военно-спортивная игра.