Анна Мазурина
Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Мазурина Анна Владимировна - воспитатель МБДОУ детский сад № 18 «Рябинушка»
Введение
Человек, начинается с детства. Именно в детском возрасте закладываются семена добра. А понимание, всхожи ли эти семена, или же их загубили сорняки зла, будет видно только через годы.
Публикация «Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Каждому человеку важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. В большом обществе, где возможна большая избирательность, и тем более в маленьком нужно уметь работать в коллективе, в команде.
Поэтому очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста учились устанавливать контакты с другими людьми: и детьми и взрослыми, учились считаться друг с другом, помогать распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей стране в частности.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.
Очень важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе; умение анализировать поступки, чувства, мысли; Важно научить ребёнка бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным, к природе.
Именно поэтому в настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.
I. Воспитание духовно – нравственных качеств.
Так с чего же начинается воспитание нравственности? А начинается оно с формирования понятий «хорошо» и «плохо», с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Совместное проживание группы людей будет успешным только тогда, когда каждый будет соблюдать определенные, для этой группы, правила. В детском саду дети учатся не обижать друг друга, не отнимать игрушки, быть добрыми по отношению друг к другу. Главное правило, которое можно встретить во всех культурах гласит: «Делай другим то, что хотел бы, чтобы сделали тебе!».
Чаще всего дети учатся у родителей, что хорошо, а что плохо. А как они учатся, подражая поведению взрослого, его отношениям друг к другу, к природе, манере общаться. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на занятия к педагогам-психологам, логопедам, различным репититорам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Это бремя ложится на плечи воспитателей, педагогов. Значит, нам с вами, педагоги, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Как объяснить детям, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстрактны, они не могут ни потрогать их, ни увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить их «работать»?
Помочь ответить на эти вопросы нам помогают сказочные герои, как со сказочных страниц, так и приходя к детям на праздники и образовательную деятельность.
Нравственные качества не формируются без насущной жизненной необходимости. Поэтому нужно организовывать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций.
Нравственные позиции основывается на таких нравственных качествах как: милосердие, гуманизм, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость, патриотизм, любовь к природе. Эти качества необходимо развивать и способствовать их становлению.
Нужно только хорошо знать детей, их интересы и предпочтения, возрастные и индивидуальные особенности. Так же тщательно продумывать основные темы образовательной деятельности, на которых будет построена в дальнейшем воспитательная работа, а также правильно подбирать игры для индивидуальной работы и свободного времени. А воспитать эти качества можно используя комплекс искусств – музыка, художественная литература, изобразительная деятельность, ну и конечно же игра – обеспечивающий более полное и глубокое проникновение в нравственное начало личности ребенка.
А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств.
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм - важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, к родине, своей малой родине. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.
Важно поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность. Воспитывать интерес, уважение и доброжелательное отношение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представление о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.
Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность – задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная.
II. Духовно – нравственное воспитание в ДОУ.
Утро в нашем детском саду начинается с улыбки. С улыбки воспитателя, который встречает детей и их родителей, приветствия и добрых слов. Воспитатель выясняет у детей выспались ли они? В каком настроении проснулись? Что с ними произошло хорошего и плохого за время нахождения дома? Тем самым выясняя, что у детей ассоциируется со словом плохо и хорошо. Приводя в разговоре примеры хороших и плохих поступков.
В течение дня не забываем напоминать детям о «волшебных» словах, о том что нужно делиться игрушками и быть вежливыми друг с другом, со взрослыми, не драться и не обзываться.
Но основное духовно – нравственное воспитание происходит во время образовательной деятельности. На занятиях по чтению художественной литературе обсуждается поведение героев сказок, что они сделали хорошего, а что плохого; кто из героев, по мнению детей, является положительным, а кто отрицательным персонажем. Чему мы научились на примере этой сказки. Не редко к нам на занятия, на любое занятие, приходят различные сказочные герои и просят им помочь, на что мы охотно соглашаемся. И обязательно, по окончании занятия, герой благодарит детей за помощь, за отзывчивость, за то что они своей помощью сделали хороший поступок, обнимает и целует всех деток. Иногда наши герои оставляют сладкие подарочки для детей, за их помощь, или остаются с нами поиграть.
Духовно – нравственное воспитание детей в нашем ДОУ происходит, используя следующие методы: наглядный, словесный и практический. С помощью этих методов дети получают полную картину происходящих во круг них действий. Узнают на собственных примерах и ощущениях что такое «хорошо», и что такое «плохо», суть и глубину этих слов. Ведь сколько не говори, не объясняй и не показывай детям плохие и хорошие поступки, ребенок не поймет смысл и глубину этих поступков, пока не испробует это на себе и окружающих его детях и взрослых.
Но на этом работа воспитателя по этому вопросу не заканчивается. На ряду с развитием духовно – нравственного воспитания с детьми, воспитатель проводит большую работу в данной области так же и с родителями в виде индивидуальных консультаций, размещение наглядно-печатной информации в уголке для родителей, проведение родительских собраний, а также проведение праздничных мероприятий и других культурно-развлекательных досугов.
Заключение
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Важной цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.
Литература
1. Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
2. Аверина Н. Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников. /Н. Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
3. Журнал «Современный детский сад» №5 2008 г.
4. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. – М:1997 г.