Сахарова Елена
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Где дружба прочна, там хорошо идут дела»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад «Машенька»
Проект «Духовно – нравственное воспитание
дошкольников посредством сказки».
«Где дружба прочна, там хорошо идут дела».
Составила:
воспитатель Сахарова Е. Г.
2016 г.
Информационная карта.
Возрастная группа: средняя группа (дети 4 – 5 лет).
Длительность проекта : краткосрочный – 1неделя.
Вид проекта : групповой, познавательно – творческий.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „Где дружба прочна, там хорошо идут дела“» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка входит в жизнь ребёнка с раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь, пользуется огромной любовью у него. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром. Духовно – нравственные понятия, представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны. Сказка – это благоприятный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как часто наблюдается искажение первоначального смысла произведения. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребёнка. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создаёт психологические условия для формирования социальной адаптации ребёнка.
Гипотеза.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приёмами. Это своего рода нравственный кодекс народа, воображаемые примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за своё достоинство. В играх детей среднего дошкольного возраста проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности для воспитания таких качеств, как доброжелательность, заботливость, сопереживание, взаимопомощь. Сказка играет важную роль в развитии этих качеств, а также воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка, ни любая творческая деятельность. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Цели:
- создать условия для духовно – нравственного развития детей посредством русских народных и авторских сказок содействуя социальной адаптации дошкольников, гармонизации отношений между детьми, между детьми и взрослыми, между самими взрослыми.
Задачи:
- содействовать усвоению детьми духовно – нравственных категорий (добро – зло, согласие – вражда, трудолюбие – лень, простота – хитрость) и правила доброй совестливой жизни через знакомство с творчеством русского народа, приобщение к богатствам русской художественной литературы;
- познакомить с новой сказкой «Зимовье зверей»;
- формировать интерес к русским народным сказкам;
- формировать навыки сотрудничества;
-формировать представление о необходимости дружбы, взаимопонимании и согласия между людьми;
- содействовать развитию познавательной сферы детей, речи, обогащению словаря;
- развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;
- развивать умение узнавать персонажи сказки по загадкам, иллюстрациям;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, воспитывать чувство дружбы и коллективизма;
- воспитывать трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца;
- воспитывать партнёрские отношения между детьми, коммуникативные качества;
- повысить компетентность родителей в вопросах значимости русского народного творчества для нравственного воспитания детей;
- развитие совместного творчества родителей и детей.
Предполагаемый результат:
- вызвать и развить интерес у детей к русским народным и авторским сказкам;
- знать и называть прочитанную сказку, персонажей;
- узнавать героев сказки по загадке, иллюстрации, прочитанному отрывку, содержанию, описанию событий;
- развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- развить эмоциональную отзывчивость;
- воспитать доброжелательное отношение ребёнка к окружающему миру, сверстникам и взрослым на примере поступков сказочных героев;
- воспитать ответственное отношение за свои дела и поступки, деятельное отношение к труду
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми;
- проявление интереса у родителей к совместной деятельности с ребёнком по данной теме;
- пополнение с помощью родителей развивающего пространства группы.
Продукт проектной деятельности :
- изготовление пальчикового театра и зимовья (домика) по сказке «Зимовье зверей» (родители);
- рисунки, аппликация по сказке;
- коллективная работа детей «Дерево дружбы»;
- выставка детских работ;
- показ сказки «Зимовье зверей» с использованием пальчикового театра.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный.
1. Постановка целей, определение актуальности проекта.
2. Изучение методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно – дидактического материала.
4. Создание условий для продуктивной деятельности.
Основной этап.
Реализация плана мероприятий.
Понедельник.
«Дружное стадо волков не боится»
1. Слушание, беседа по содержанию, пересказ сказки «Зимовье зверей».
2. Продуктивная деятельность - лепка животных – героев сказки.
3. Наглядная информация для родителей «Роль сказки в нравственном воспитании детей».
4. Двигательная деятельность – п/и
Вторник
«Где дружба прочна, там хорошо идут дела»
1. Продуктивная деятельность – конструирование домика для зверей.
2. Чтение пословиц и поговорок о дружбе и согласии.
3. Дидактическая игра «Скажи наоборот». Цель: формировать умение подбирать слова (добро – зло, согласие – вражда, трудолюбие – ложь и т. д.)
4. Беседа «Дерево держится корнями, а человек друзьями».
Среда
«Друзья познаются в беде
1. Чтение сказок о дружбе, взаимовыручке, согласии («Бобовое зёрнышко», «Заюшкина игрушка», «Кот, петух и лиса»).
2. Продуктивная деятельность – рисование «Зимовье зверей» (пластилинография).
3. Д/и «Исправь ошибку». Цель: формировать умение восстанавливать последовательно события по картинкам.
4. Беседа с родителями о значении совместного чтения сказок и других произведений для формирования духовно – нравственных качеств.
Четверг
«Все мы вместе целый день и трудится нам не лень».
1. Беседа «Все мы вместе целый день и трудится нам не
лень».
2. Слушание песен о дружбе («Вместе весело шагать по
просторам», «Когда мои друзья со мной», «Песенка кота
Леопольда»).
3. Продуктивная деятельность - нетрадиционное рисование «Дерево дружбы».
4. Двигательная деятельность – п/и.
Заключительный этап.
Пятница
1. Показ сказки «Зимовье зверей» с использованием
пальчикового театра.
2. Выставка детских работ.
3. Развлечение – викторина «Узнай сказку».
Выводы.
Результатом реализации проекта стали :
повышение уровня формирования коммуникативных навыков у детей;
формирование у детей потребности к общению друг с другом, взаимопомощи, поддержке, а также к совместной деятельности.
Перспективы дальнейшей работы:
продолжать развивать навыки взаимодействия, сотрудничества, чувство дружбы, коллективизма;
познакомить с различными путями преодоления конфликтных ситуаций, используя произведения русского народного творчества, понятий «дружба, друзья».
Информационные источники:
1. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы». Изд. Москва «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2014.
2. Глебова С. В. «Детский сад – семья: аспект взаимодействия». Изд. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005.
3. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Изд. «Сфера», Москва, 2010.
4. Составитель Юдаева М. В. Хрестоматия для чтения. Средняя группа. Изд. Москва «Самовар», 2015.
5. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет». Изд. «Сфера» Москва, 2011.