Боголепова Елена
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете на тему «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей»
Воспитатель :
Боголепова Е. Н.
ноябрь 2017 г.
В настоящее время тема духовно-нравственного воспитания актуальна.
Публикация «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек Мы ставим перед собой задачи по духовно – нравственному воспитанию дошкольников такие как:
• Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
• Создать условия для восприятия целостной картины мира.
• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
• Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
• Развивать музыкальную культуру, приобщать к пению, классической, духовной и народной музыке.
• Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
• Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
В нашей группе проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей. Для эффективной работы у нас в группе организован уголок по духовно-нравственному воспитанию.
В уголке есть папки: «Мои добрые дела,» «Мой поселок», «Москва –столица нашей Родины», «Храмы», по народно-прикладному искусству –Хохлома, Гжель, Дымка, Городец…
Дидактические игры:
«Рукотворный и нерукотворный мир», «Сотворение мира», «Ремесла на Руси», «Россия», «Собери узор».
Книги: «Былины», «Стены древнего Кремля».
Творческая папка «Сотворение мира», где собраны рисунки детей по данной теме.
В группе мы проводим с детьми беседы: «Хорошо-плохо», «Родной край, «Храмы», «О семье», «О богатырях», «О хлебе», «Об избе»…
В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. При чтении рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и других авторов обсуждаем поступки героев. Как бы дети поступили в данной ситуации. Проводим викторины по сказкам, отгадываем загадки, заучиваем стихи.
На занятиях использую музыкальное сопровождение включаем русские народные песни «Во поле береза», включаю в занятия хороводы, слушали «Колокольный звон», «Птичье пенье», колыбельные, песни «Изба» по изучении темы ««Русскую изба». Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы обязаны сами его хорошо знать и любить. Педагог должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.
Неотъемлемой частью приобщения детей к истокам русской культуры является их знакомство с русскими народными играми. Наиболее полюбившимися детям стали такие игры, как: «Ручеек», «Садовник», «Гуси-лебеди», «Медведь», «Краски», «Каравай» и т. д. Эти игры не только способствуют физическому развитию дошкольников, но и обогащают их словарный запас, знакомят с устаревшими словами и их значением.
Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме мы знакомим детей с различными бытовыми ситуациями в семье. Так, вместе с ребятами строим сюжетные игры: "Дочки - матери", "Хозяюшки", «Семья» и т. д. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям. В игре обогащается словарный запас ребенка.
В свободное время дети строят здания нашего поселка, рисуют наш поселок, природу- деревья, животных… Рассматривают альбомы «Храмы», «Москва», «Кремль», играют в дидактические игры.
На сегодняшний день можно сделать вывод, что самым слабым, местом в духовно – нравственном воспитании детей является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
С родителями проводим беседы, консультации на темы:
«Непослушание», «Роль семьи в воспитании детей», «Как научить ребенка трудиться», «Упрямство или приступы агрессии».
В начале года дети неумело общаются друг с другом, словарный запас невелик. С помощью добрых и вежливых слов мы учим ребенка обращаться к друг другу с просьбой, быть внимательными, вежливыми. Учим детей сопереживать, жалеть друг друга, трудиться, помогать друг другу.
Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям мы достигли следующих результатов.
Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
Психо-эмоциональное благополучие.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
В своей работе мы выделили правила, которым следуем сами и создаем условия для реализации этих правил дошкольниками.
Правила почитания и уважения старших
Нельзя:
- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;
- бездельничать, когда все вокруг трудятся;
- смеяться над старостью и старыми людьми;
- вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;
- выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки;
- оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;
- обижать девочку, девушку, маму.
Правила дружбы
- Не хвались и не гордись своими успехами, красивыми вещами, играми, игрушками и т. д. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.
- Всегда оказывай помощь другу, если он попал в беду.
- Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, учись уступать, прощать обиды.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Не завидуй друзьям, а радуйся их успехам. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться, попросить прощения и исправиться.
- Не наушничай, не доноси на товарища.
- Умей принять помощь и советы от других ребят.
Правила доброго любящего сердца
Любящее сердце:
- милосердствует, никогда никому не причиняет зла;
- не превозносится над другими, не гордится;
- много терпит, все переносит без уныния, без печали;
- не гневается, не раздражается, не мыслит зла;
- не завидует, не ищет своего;
- не радуется неправде, а порадуется истине;
- не требует ничего взамен: ни платы, ни одобрения, ни других наград;
- неизменно, не зависит от настроения, удобств или других обстоятельств;
Правила добрых дел
Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.
- Не твори добра на показ.
- Не утаивай в сердце злобу, неприязнь.
- Старайся искоренять плохие привычки.
- Не позволяй себе обманывать других. Избегай пустой болтовни и клеветы.
- Не нарушай обещания. Если дал слово – постарайся его исполнить.
- Не бери, не присваивай чужие, найденные вещи, деньги, игрушки. Не прячь и не утаивай. Постарайся найти, отдать потерявшему.
- Без разрешения ничего не бери.
- Помогай бедному, голодному. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды, горя, отчаяния.
- Примиряй ссорящихся.
- Утешай в печали, скорби, болезнях.
- Никогда не произноси плохих злых слов, оскверняющих душу человека.
- Не будь жадным, негостеприимным.
- Говори то, что думаешь и чувствуешь (не лицемерь).
- Не уходи от ответственности за свои поступки (малодушие).
- Старайся не строить свои радости на чужом горе (предательство).
Правила вежливости
Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.
- Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
- Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.
- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час.
- Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.
- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
Правила воспитания щедрости
- Учим себя отдавать, делиться со всеми.
- Делимся немногим и, оказывается, совсем можем не страдать.
- Никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Учимся молчать о сделанном добре.
- Жадность все любит считать. А если будем считать, сколько отдали, никогда от нее не избавимся.