Лучший педагог года

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию

Боголепова Елена
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на педсовете на тему «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей»

Воспитатель :

Боголепова Е. Н.

ноябрь 2017 г.

В настоящее время тема духовно-нравственного воспитания актуальна.

Публикация «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек Мы ставим перед собой задачи по духовно – нравственному воспитанию дошкольников такие как:

• Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.

• Создать условия для восприятия целостной картины мира.

• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

• Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

• Развивать музыкальную культуру, приобщать к пению, классической, духовной и народной музыке.

• Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

• Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

В нашей группе проводится работа по духовно-нравственному воспитанию детей. Для эффективной работы у нас в группе организован уголок по духовно-нравственному воспитанию.

В уголке есть папки: «Мои добрые дела,» «Мой поселок», «Москва –столица нашей Родины», «Храмы», по народно-прикладному искусству –Хохлома, Гжель, Дымка, Городец…

Дидактические игры:

«Рукотворный и нерукотворный мир», «Сотворение мира», «Ремесла на Руси», «Россия», «Собери узор».

Книги: «Былины», «Стены древнего Кремля».

Творческая папка «Сотворение мира», где собраны рисунки детей по данной теме.

В группе мы проводим с детьми беседы: «Хорошо-плохо», «Родной край, «Храмы», «О семье», «О богатырях», «О хлебе», «Об избе»

В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. При чтении рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и других авторов обсуждаем поступки героев. Как бы дети поступили в данной ситуации. Проводим викторины по сказкам, отгадываем загадки, заучиваем стихи.

На занятиях использую музыкальное сопровождение включаем русские народные песни «Во поле береза», включаю в занятия хороводы, слушали «Колокольный звон», «Птичье пенье», колыбельные, песни «Изба» по изучении темы ««Русскую изба». Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы обязаны сами его хорошо знать и любить. Педагог должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности или данного края.

Неотъемлемой частью приобщения детей к истокам русской культуры является их знакомство с русскими народными играми. Наиболее полюбившимися детям стали такие игры, как: «Ручеек», «Садовник», «Гуси-лебеди», «Медведь», «Краски», «Каравай» и т. д. Эти игры не только способствуют физическому развитию дошкольников, но и обогащают их словарный запас, знакомят с устаревшими словами и их значением.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме мы знакомим детей с различными бытовыми ситуациями в семье. Так, вместе с ребятами строим сюжетные игры: "Дочки - матери", "Хозяюшки", «Семья» и т. д. Они являются существенным дополнением к познавательным занятиям. В игре обогащается словарный запас ребенка.

В свободное время дети строят здания нашего поселка, рисуют наш поселок, природу- деревья, животных… Рассматривают альбомы «Храмы», «Москва», «Кремль», играют в дидактические игры.

На сегодняшний день можно сделать вывод, что самым слабым, местом в духовно – нравственном воспитании детей является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

С родителями проводим беседы, консультации на темы:

«Непослушание», «Роль семьи в воспитании детей», «Как научить ребенка трудиться», «Упрямство или приступы агрессии».

В начале года дети неумело общаются друг с другом, словарный запас невелик. С помощью добрых и вежливых слов мы учим ребенка обращаться к друг другу с просьбой, быть внимательными, вежливыми. Учим детей сопереживать, жалеть друг друга, трудиться, помогать друг другу.

Приобщая старших дошкольников к духовно-нравственным ценностям мы достигли следующих результатов.

Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Психо-эмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

В своей работе мы выделили правила, которым следуем сами и создаем условия для реализации этих правил дошкольниками.

Правила почитания и уважения старших

Нельзя:

- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;

- бездельничать, когда все вокруг трудятся;

- смеяться над старостью и старыми людьми;

- вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;

- выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки;

- оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;

- обижать девочку, девушку, маму.

Правила дружбы

- Не хвались и не гордись своими успехами, красивыми вещами, играми, игрушками и т. д. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

- Всегда оказывай помощь другу, если он попал в беду.

- Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, учись уступать, прощать обиды.

- Останови друга, если он делает что-то плохое.

- Не завидуй друзьям, а радуйся их успехам. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться, попросить прощения и исправиться.

- Не наушничай, не доноси на товарища.

- Умей принять помощь и советы от других ребят.

Правила доброго любящего сердца

Любящее сердце:

- милосердствует, никогда никому не причиняет зла;

- не превозносится над другими, не гордится;

- много терпит, все переносит без уныния, без печали;

- не гневается, не раздражается, не мыслит зла;

- не завидует, не ищет своего;

- не радуется неправде, а порадуется истине;

- не требует ничего взамен: ни платы, ни одобрения, ни других наград;

- неизменно, не зависит от настроения, удобств или других обстоятельств;

Правила добрых дел

Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.

- Не твори добра на показ.

- Не утаивай в сердце злобу, неприязнь.

- Старайся искоренять плохие привычки.

- Не позволяй себе обманывать других. Избегай пустой болтовни и клеветы.

- Не нарушай обещания. Если дал слово – постарайся его исполнить.

- Не бери, не присваивай чужие, найденные вещи, деньги, игрушки. Не прячь и не утаивай. Постарайся найти, отдать потерявшему.

- Без разрешения ничего не бери.

- Помогай бедному, голодному. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды, горя, отчаяния.

- Примиряй ссорящихся.

- Утешай в печали, скорби, болезнях.

- Никогда не произноси плохих злых слов, оскверняющих душу человека.

- Не будь жадным, негостеприимным.

- Говори то, что думаешь и чувствуешь (не лицемерь).

- Не уходи от ответственности за свои поступки (малодушие).

- Старайся не строить свои радости на чужом горе (предательство).

Правила вежливости

Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

- Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

- Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.

- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час.

- Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.

- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Правила воспитания щедрости

- Учим себя отдавать, делиться со всеми.

- Делимся немногим и, оказывается, совсем можем не страдать.

- Никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Учимся молчать о сделанном добре.

- Жадность все любит считать. А если будем считать, сколько отдали, никогда от нее не избавимся.

Публикации по теме:

Презентация педагогического опыта «Организация кружковой деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №16 «Рябинка» города Дубны Московской области "Презентация педагогического.

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию Игры могут быть использованы на уроках по основам православной культуры. Игра «Острова» Дидактическая задача. Учить детей использовать в.

Комплексно-тематический план работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Тема, цели организованной образовательной деятельности Время проведения Сентябрь - Ноябрь 1. Блок. Воспитание общечеловеческих духовно.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детейОпыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Отчет по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Видео Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение их к культуре Терского казачества.»Если ребенок родился и рос На родной.

Занятия по духовно-нравственному воспитанию «Золотые купола» Конспект занятия № 4. Тема: Семья. Рождество. Дружба. Дом. Программное содержание: Обучающие задачи: познакомить детей с правилами доброй,.

Система работы воспитателей по духовно-нравственному воспитанию Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Сообщение из опыта работы по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством сказок Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, а именно.

Фотоотчет о работе по духовно-нравственному воспитаниюФотоотчет о работе по духовно-нравственному воспитанию ОТЧЕТ работы по духовно-нравственному воспитанию в МБДОУ д/с к/в № 11. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения проблема.

«Всему начало здесь — в краю родном». Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 15:19
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Боголепова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД