Людмила Чуксеева
Семинар для педагогов «Активные методы обучения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для педагогов
Цель: создание в непосредственно образовательной деятельности с детьми благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т. д.
-Постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать детей;
-Накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;
-Наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к познанию окружающего мира.
Публикация «Семинар для педагогов „Активные методы обучения дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность.
Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.
Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми.
И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.
Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.
Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах : Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком
А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира.
Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности.
Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов.
Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности.
Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий.
От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному : «ДИД - думай и делай!»
К активным методам обучения относятся :
-проблемные ситуации,
-обучение через деятельность,
-групповая и парная работа,
-деловые игры,
-драматизация, театрализация,
-творческая игра «Диалог»,
-«Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия,
-метод проектов,
-методы удивления, любования, уверенности, успеха,
-метод эвристических вопросов,
-игровое проектирование и другие.
Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность
Релаксация – цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия.
Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.
Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.
Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Моделирование - метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления;
предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях;
построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем.
Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала, прототипа модели.
Метод любования - это эмоциональная форма усвоения нового.
Под музыку П. И. Чайковского прочитать стихотворение “Зимняя дорога”
А. С. Пушкина, затем любовались с детьми зимними пейзажами, восхищались красотой русской природы.
Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей.
Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности это:
-групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
-использование деятельностного подхода к обучению;
-практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
-игровой и творческий характер обучения;
-интерактивность образовательного процесса;
-включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
-использование знаний и опыта обучающихся;
-активизация в процессе обучения всех органов чувств;
-рефлексия процесса обучения его участниками.
АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:
-активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;
развивают партнерские отношения;
- повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;
- обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях обучающихся
Переход к активным методам обучения начинаются с применения интерактивности в образовательном процессе.
С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.
Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС ДО,
созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег,
систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.