Ткачева Татьяна
Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы.
Педагог-психолог : Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.
Упражнение «Сердечки»
Участники семинара-практикума сидят в общем кругу. Педагог-психолог передает по кругу коробочку с сердечками со словами: «Возьмите себе, пожалуйста, немного сердечек». После того, как все участники взяли сердечки, просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек он взял.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
2. Психологическое вхождение.
Упражнение «Дерево достижений»
Педагог-психолог :Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Тех, кто выбрал красный, - желают общаться.
Желтый – проявят активность.
Синий – будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
3. Знакомство с темой семинара-практикума.
Мини-лекция
Педагог-психолог : Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?
(Ответы участников семинара)
Педагог-психолог : Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.
Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. Сейчас я их вам раздам.
(Раздает мягкие шарики по кругу)
Я раздаю вам:
o Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
o Неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное ожидание возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;
o Неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;
o Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке, только нервирует малыша, настраивает его против детского сада.
o Кроме того:
воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
o Непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется
сделать? (Ответы участников семинара) Выбросьте их обратно в корзину.
Давайте вместе подумаем, при каких условиях мы можем решить эту проблему?
4. Психологический практикум.
Педагог-психолог : Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо знать самого себя. Я предлагаю оценить ваш уровень коммуникабельности с родителями.
(Каждый участник семинара получает раздаточный материал)
Педагог-психолог : проверьте свои установки на общение с родителями : из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
I. А) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.
Б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
II. А) меня должны уважать.
Б) я должна завоевать уважение.
III. А) я должна быть в центре внимания.
Б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
IV. А) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) я всегда авансирую доверие родителям.
Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.
Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
5. Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
Педагог-психолог : общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить
«Правило трех плюсов».
+Для того, чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, поражает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
+Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте Анна Ивановна!»
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.
+В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка.
Упражнение «Живая шляпа» - (комплимент родителю)
Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это может быть поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, так же можно сказать что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!»
Обсуждение упражнения.
o Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?
o Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
Педагог-психолог подводит итог : самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
6. Обучение педагогов практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями.
Педагог-психолог. Общение – это деятельность, которая поддается самоанализу:
- Что я чувствую?
- Меня понимают или не понимают?
Часто именно это является основой наших споров и непонимания. Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать (а не слушать) друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.
Упражнение «Испорченный телефон»
Три- четыре участника выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в зал по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, информацию к размышлению, телефонограмму, содержание которых должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитаю, его можно не передавать дословно, главное – как можно точнее выразить содержание». Затем зачитывается текст первому участнику группы, который должен передавать его следующему вошедшему, тот следующему и т. д.
Текст:
«Дорогой Дима! Мы живем здесь уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь домой. О Маше ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это кончиться».
Обсуждение упражнения.
o Почему последний участник получил текст с искажением?
o Какую игру это напоминает?
(«Испорченный телефон»)
7. Подведение итогов семинара-практикума.
Упражнение «Общение с родителями – это…»
Группа делиться на 2 команды, и в течение 5 - 7 минут каждая выполняет задание:
Первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например: «о» - обаяние педагога, «б» - безусловное принятие родителя таким, как он есть и т. д.
Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя буквы второго слова «родителем».
Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень. Педагог-психолог записывает высказывания на доске.
8. Обратная связь.
Упражнение «Сердечко благодарности»
Педагог-психолог.
Не забудем поблагодарить друг друга. Я предлагаю передать сердечки друг другу, оставляя одно себе на память, с отзывами и благодарностью за интересно проведенное время.