Елена Бабочкина
Семинар для педагогов «Формы организации двигательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности (далее - ДА) принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависит развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
Публикация «Семинар для педагогов „Формы организации двигательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём. Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Кроме того в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё "Я" по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели.
Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию.
В результате исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей.
В каких единицах можно измерить движения ребенка? Прежде всего - условных шагах. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста при 12-часовом пребывании в детском саду (из них 2 часа - сон) он равен 7.5- 9.5 тысяч, у детей старшего возраста равен 11000-12500 тысяч шагов.
Другим показателем является продолжительность двигательной активности дошкольников. Дети должны двигаться не менее 45-50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении.
В зависимости от степени подвижности детей можно распределить их на три основных подгруппы (высокая, средняя, низкая подвижность).
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные.
Дети высокой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами движений.
Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков.
Таким образом, организация двигательного режима должна быть направлена на развитие двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, определяем приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме дня принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя зарядка, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д. Также к таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке, прогулки – походы в лес, корригирующая гимнастика.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. А сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности отдыха детей на протяжении всего учебного года способствует закаливанию и увеличению двигательной активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью строится с учётом уровня ДА.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К ним относятся недели здоровья, физкультурные досуги, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады, олимпиады дошколят.
Содержание и построение занятий в ДОУ разное, каждое из них в той или иной мере имеет своё специфическое назначение.
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно – оздоровительные задачи.
Физминутки снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.
На физкультурных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.
Неделя здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.
Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.
Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.
Корригирующая гимнастика предназначена для детей с ослабленным здоровьем.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер меняются и повторяются с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя оздоровительный двигательный режим старших дошкольников.
Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, также, когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной) правилам чередования напряжения и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.
Практические задания для педагогов
по итогам семинара
1 задание
Команды называют по очереди формы двигательной активности.
Физкультурные занятия, секции
Музыкально – ритмические занятия
Утренняя гимнастика
Корригирующая гимнастика после сна
Физкультминутки
Пальчиковые гимнастики
Хождение босиком по солевым дорожкам
Хождение босиком по дорожкам здоровья после сна
Прогулки
Подвижные игры
Спортивные упражнения
Спортивные игры
Народные игры
Дни и недели здоровья
Спортивные досуги и праздники
Туристические походы
Пешие прогулки
Психогимнастика
Артикуляционная гимнастика
Релаксационные упражнения
Зрительная гимнастика
Оздоровительная ходьба
2 задание
Назвать подвижные игры и игровые упражнения:
с элементами ходьбы и бега для детей младшего и старшего возраста
с элементами прыжков для детей младшего и старшего возраста
с элементами ползанья и лазанья для детей младшего и старшего возраста
с элементами метания, бросания и ловли для детей младшего и старшего возраста
на ориентировку в пространстве для детей младшего и старшего возраста
3 задание
Командам предлагается разработать и записать на приготовленных листах бумаги режим двигательной активности в младшей, средней, старшей, подготовительной группах.
Работа проводится в течение 15 минут. После этого следует презентация режима двигательной активности, в которой участвуют все педагоги.
4 задание
Назвать принципы организации двигательной активности детей:
• безопасность;
• непрерывность (с утра до вечера);
• добровольность (вызывать желание, а не принуждать);
• доступность упражнений;
• чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.