Светлана Носаль
Активные методы обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Активные методы - это способы целенаправленного меж субъектного взаимодействия, обеспечивающих оптимальные условия развития детей. Характерными особенностями этих методов являются :
• Оптимальная активизация детей;
• Совместная деятельность воспитателя и детей в режиме равноправного общения;
• Создание условий для переживания успеха каждым участником педагогического взаимодействия;
• Обязательная рефлексия процесса обучения и воспитания - осмысление целесообразности выбранных задач, форм работы, способов деятельности, причин неудач или достижения целей и т. д.
Публикация «Активные методы обучения» размещена в разделах
Активные методы работы с дошкольниками:
Микрофон Дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, выражают свои мысли на заданную тему, предложенные к рассмотрению вопросы или проблемы. Высказывания не обсуждаются.
Дебаты Дети вместе с воспитателем образуют круг, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, выражают свои мысли на заданную тему- предложены к рассмотрению вопросы и проблемы. Высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ищут способ решения проблемы.
Вдвоем Дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание.
Цепочка Дети образуют рабочие пары, обсуждают задачи и вносят свои предложения в имитированную цепочку - скажем, в таблицу, где представлен ход сказки в рисунках или условных обозначениях, или сами создают «цепочку действий», «поезд» и др.
Снежный ком Дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос, ситуацию или выполняют общую задачу, договорившись о четкой последовательность действий каждого члена группы.
Синтез мыслей Дети объединяются в малые группы, выполняют определенную задачу, например, рисунок на листе бумаги, и передают его в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание.
Круг идей Каждый участник или каждая группа выполняет одинаковую задачу - обдумывает определенный вопрос, а затем вносит свои предложения, идеи и т.
Общий проект Дети объединяются в несколько групп. Группы получают различные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы. А потом каждая группа представляет свой вариант решения этой проблемы
Ассоциативный цветок Дети объединяются в несколько групп. На доске закрепляют «середину» цветка с изображением определенного понятия. Каждая группа выбирает слова-ассоциации, картинки-ассоциации к этому понятию.
Упражнение «Доброе утро»
с использованием активного метода «Дебаты»
Цель: учить детей подбирать языковые средства во время приветствия друг друга, прислушиваться друг к другу.
Ход упражнения
Дети садятся в кружок. Воспитатель предлагает каждому ребенку сказать всем остальным «Доброе утро!» И сообщить, какое у него настроение и почему. Если у детей плохое настроение или есть проблема, другие предлагают способы, как поднять настроение или решить проблему.
Анализ упражнения:
Нравится ли вам делиться своими чувствами с друзьями, почему?
Как вы думаете, как лучше выйти из тяжелой ситуации - в одиночку или вместе?
Кому мы с вами сегодня помогли?
Упражнение «Кукольный театр»
с использованием активного метода «Вдвоем»
Цель: учить работать в паре; развивать рефлексивные умения.
Ход упражнения
Дети образуют пары, в каждой паре дети договариваются, кто из них будет куклой, а кто - Кукловодом. В этом упражнении Кукловод руководит действиями Куклы, чтобы выполнить предложенные воспитателем задачи. Например: выполнить танцевальное движение, покормить куклу, сделать зарядку т. д. Потом Кукла и Кукловод меняются ролями.
Для усложнения задачи можно предложить создать магазин игрушек, в которой «продаются» несколько кукол. Кукловоду, чтобы купить Кукол, надо руководить действиями сразу всех.
Анализ упражнения:
Понравилось тебе быть Куклой?
Ты сразу понимал, что должна делать Кукла?
Кукловод хорошо с тобой обращался?
Что понравилось тебе больше: быть Куклой или Кукловодом?
Или слушалась тебя Кукла?
Упражнение «Ночной поезд» с использованием активного метода «Цепочка».
Цель: учить детей доверять друг другу, чувствовать командный дух;
Развивать навыки речевого взаимодействия.
Ход упражнения
Дети договариваются между собой. Один ребенок берет на себя роль Локомотива, другие становятся вагонами и образуют «поезд», который движется по комнате, огибая препятствия. Локомотив движется с открытыми глазами, Вагоны закрывают глаза. Вагоны должны установить контакт друг с другом и полностью доверять Локомотиву. Для усложнения упражнения можно увеличить количество Вагонов или пустить два «поезда».
Анализ упражнения:
Как ты чувствовал себя в роли Локомотива?
Легко ли тебе было «ехать» с Локомотивом?
Кем тебе больше нравится быть Локомотивом или вагоном?
Каким должен быть Локомотив?
Упражнение «Узелки» с использованием метода «Дебаты»
Цель: учить детей договариваться и находить общее решение.
Ход упражнения
Группа детей образует круг. Каждому ребенку нужно соединить свои руки с руками детей, которые стоят не рядом с ним. Сложность заключается в том, что необходимо распутать узелок, не разрывая рук, а договариваясь между собой о необходимых движениях.
Анализ упражнения
Трудно было распутать узелок?
Как вы думаете, легче в одиночку распутать узелок, или вместе?
Стоит прислушиваться к мнению других, почему?
Понравилась ли тебе игра?