Татьяна Вишневская
Семейный клуб как эффективная форма работы с родителями в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни актуальна работа детского сада с семьей. Многие родители испытывают затруднения в воспитании ребенка, не знают возрастных особенностей, недостаточно уделяют время ребенку. Поэтому воспитатели группы и специалисты детского сада создали семейный клуб для родителей, являющийся одной из действенных форм работы детского сада и семьи.
Темочки:
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Семейный клуб направлен на повышение уровня знаний у родителей по воспитанию детей, умений и навыков, привлечение родителей к участию в жизни группы и детского сада, общению родителей друг с другом, совместное решение проблем воспитания, применение в своей практике советов психолога детского сада.
На первом этапе нашей работы была диагностика по выявлению знаний о своём ребёнка, анкета «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Хотели бы вы участвовать в семейном клубе?» Из бесед и анкетирования были выявлены затруднения во взаимоотношениях с детьми, большинство родителей (70%) заняты своими служебными делами и доверяют своих детей педагогам, 30 % родителей понимают свою роль в воспитательном процессе и хотят участвовать во всех мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. После подведения итогов диагностики, совместно с психологом и другими специалистами детского сада были разработаны основные направления работы :
1. Психолого - педагогическое просвещение родителей.
2. Участие родителей в познавательном развитии детей.
3. Совместная продуктивная деятельность для детей и родителей.
4. Обмен опытом семейного воспитания;
5. Укрепление детско-родительских отношений;
6. Предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
Формы работы семейного клуба выстраивались в зависимости от темы мероприятия и цели: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, обмен опытом семейного воспитания, организация совместной деятельности детей и родителей и др. Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями на занятиях семейного клуба даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психолого-педагогические знания.
Вся работа с детьми и родителями разделялась :
1. на индивидуальную работу с родителем и ребёнком;
2. работу в мини-группах;
3. групповую работу с родителями;
4. групповую работу с родителями и их детьми.
К каждой встрече в нашем клубе подбирались интересные материалы, занятия требовали подготовки, родители так же принимали участие в подготовке встреч в семейном клубе. Например, к чайной церемонии родительница приготовила презентацию и провела мастер-класс по завариванию чая, где другие родители узнали много интересного о традициях заваривания чая в разных странах. Мероприятие закончилось совместным чаепитием. На заседании семейного клуба перед новым годом другой родительницей был показан мастер- класс по изготовлению новогодней игрушки. Познавательным был семейный клуб с тематикой «Нетрадиционные техники рисования» где родителям и детям рассказаны и показаны в формате мастер-класса различные техники рисования, а родители вместе с детьми выполняли задания с большим интересом. Родители высоко оценили мастер-класс за доступность в домашних условиях для занятий с детьми. На последнем итоговом мероприятии семейного клуба, была затронута актуальная для летнего периода тема: «Совместные игры с детьми на отдыхе». Мероприятие проведено в игровой форме, а так же с опытно-экспериментальной деятельностью (игры на песочных столах, опыты с водой, с воздушными шарами). Для мероприятия нами были подготовлены буклеты с информацией об играх с детьми на отдыхе, которые в качестве памяток были вручены родителям. На последнем мероприятии в этом году было обсуждение тем на следующий учебный год, родители предложили продолжить совместную начатую работу и тематику каждого месяца подбирать вместе и выбор выносить на всеобщее обсуждение.
Таким образом, опыт работы семейного клуба в нашем детском саду показал, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду, переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. Таким образом, объединив родителей всего группы по интересам, создалось детско-взрослое сообщество, работающее в едином ключе и способствующее решению поставленных целей и задач. В результате повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей.
Список литературы
1. Гладкова Ю. А., Баринова Н. М. Детско-родительский клуб // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №1. С. 66.
2. Зубова О. Н., Лукьянова Н. А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. №11. С. 52-60.
3. 3. Каракозова Н. Ю., Мязина А. И., Кудрина А. А. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка: учебно-методическое пособие. 2012.