Юлия Павловская
Семейный клуб «Поймите меня» как форма взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Представление своей работы хочу начать с цитаты В. А. Сухомлинского
Семья для ребенка- это целый мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигать понятия добра и зла.
Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. Несомненно, сотрудничество ДОУ и семьи в современных условиях актуально, современно и достаточно сложна. Это одна из причин того, что подтолкнуло меня на работу над этой проблемой. Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей, на мой взгляд, является семейный клуб, который стал неотъемлемой частью воспитания и образования детей в нашем детском саду.
Публикация «Семейный клуб „Поймите меня“ как форма взаимодействия с родителями» размещена в разделах
Проблема.
В современном обществе семья и семейное воспитание испытывает существенные трудности по ряду причин:
- разрушается традиционная структура семьи (увеличивается количество неполных семей);
- изменяются общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношение между родителями и детьми;
- отношение к воспитанию.
Современные родители все меньше времени уделяют воспитанию детей. Они пытаются реализовать себя, делают карьеру, а дети переходят на второй план. Сегодня у родителей с любым образованием очень много вопросов о том, как воспитывать ребенка. На помощь им приходят педагоги ДОУ.
Подтверждают это многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, которые убедительно показали, что семья и детский сад являются для ребенка – дошкольной микросредой, дающий социальный опыт. Семья и ДОУ – два важных института воспитания и развития ребенка.
Деятельность семейного клуба «Поймите меня» представлена в виде проекта прошедшего апробацию в ТМБ ДОУ «Дудинский» ЦРР д/с «Белоснежка».
Работа над определением эффективной формы взаимодействия с родителями проходила в несколько этапов.
Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Особое внимание уделялось изучению семейной среды, компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей. Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, анализ социальных паспортов. Анализ результатов проведенной работы выявил психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
После подведения итогов сбора и анализа полученной информации начался второй этап, целью которого стало определение наиболее эффективной формы сотрудничества с семьей по выявленным вопросам. Возникла потребность в такой форме взаимодействия ДОУ с семьей, которая позволила бы нашим родителям стать непосредственными участниками педагогического процесса.
Проанализировав сложившую ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями, пришла к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является семейный клуб.
На Третьем этапе были определены цели и задачи работы семейного клуба, а также сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта, Положении семейного клуба, плана работы семейного клуба.
В помощь родителям и детям с 2008 года в ДОУ мной был создан семейный клуб «Поймите меня!» направленный на гармонизацию взаимоотношений ребенок - взрослый. Основным содержанием клубной работы являются мероприятия, направленные на сплочение родителей и детей, облегчение процесса адаптации ребенка в детском саду, вовлечение семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения в воспитательный процесс.
Деятельность клуба включает оказание практической и консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам воспитания и общения, развития и адаптации к ДОУ, а также проведение: групповых занятий, тренингов, семейных праздников ; организация конкурсов, спектаклей, экскурсий, выставок различной направленности; участие в детско-родительском фестивале семейного творчества.
Встречи в семейном клубе проводятся с участием не только воспитателей, но и специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, физ. инструктор, хореограф, ПДО по изобразительной деятельности, а также, родителей воспитанников, детей.
Предполагалось, что такие широкие социальные контакты обогащают всех участников клуба, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
К организации встреч стараюсь привлечь как можно больше родителей, поручая им небольшие задания, требующие обязательного выполнения и присутствия.
В содержание работы включены методы, эффективные как для ребенка, так и для взрослого. Это элементы и приемы:Сказкотерапия; Танцетерапия; Музыкатерапия;Игровая терапия.
1. Сказку взрослые и ребята обыгрывают, рассказывают, либо группой сочиняют, разыгрывают сюжеты. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети и их родители перевоплощаются в разных сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
2. Отражение в танце двигательных особенностей и эмоционального состояния, как взрослых, так и детей.
3. На встречах взрослые и дети поют, слушают музыку, релаксируют под музыку. С помощью музыки успокаиваются, расслабляются или, наоборот, возбуждаются. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям и их родителям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
4. Используются игровые упражнения и задания, ролевые игры, психогимнастика, игры подбираются в соответствии с возрастом детей.
5. На встречах в клубе дети и родители разучивают комплексы упражнений для укрепления здоровья, подвижные игры, дыхательные упражнения. Не первый год наш семейный клуб организует спортивные встречи.
6. Активный отдых.
7. Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
Результаты совместной деятельности детей и родителей оформляются на выставках с целью мотивировать других родителей и детей. Совместная деятельность снимается на видео и фото демонстрируется в холле, распространяется на сайте и газете ДОУ
8. Интересно проходят встречи семей в форме тренинга. Групповые тренинги позволяют снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми, получить обратную связь, взглянуть на свою семью с иной точки зрения.
9. Одно из направлений клубной работы с семьями воспитанников - семейный досуг, который организован творчески и содержательно. Традиционными в семейном клубе стали празднования «День семьи», «День матери», «Папа – лучший друг», где родители вместе с детьми наряжаются, играют.
Интересно проходит конкурсы «Семейные таланты», на которых с большим желанием собираются не только дети и их родители, но и другие члены семей : младшие и старшие братья, сестры, бабушки.
10. Следующая направленность семейного клуба – формирование связи поколений. Изготовление в семейном клубе гвоздик - символа Победы; встреча: «Богатырское состязание», к Дню защитника отечества, с участием ветерана Великой Отечественной Войны Огиенко И. Ф.
На встрече ребята и взрослые играли, соревновались, пели, танцевали. В ходе встречи была создана атмосфера тепла и любви.
Я стремлюсь, чтобы все проводимые мероприятия и запомнились и сделали осмысленной совместную жизнь детей и взрослых.
Участие в семейном клубе «Поймите меня» помогает повысить уровень личной комфортности детей и взрослых, как в семье, так и в ДОУ, - 42%
сформировать позитивный опыт семейного воспитания-31%,
снять затруднения детско-родительских отношений- 27%
В течение работы семейного клуба в совместных занятиях приняло участие 83% родителей с детьми. И сейчас родители и дети продолжают принимать активное участие в деятельности клуба, с удовольствием откликаются на интересные задания. Детям очень нравятся совместные занятия с родителями, которые они всегда ждут с нетерпением.
В адрес коллектива высказывались слова благодарности за представленную возможность больше общаться с ребенком, лучше понять его, содержательно и интересно провести вместе с ним время.