Ирина Евреинова
Система работы с родителями в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Работа педагогов с семьями воспитанников в современных условиях становится все более необходимой и вместе с тем, требующей достаточной практической подготовки в области педагогики и психологии. Она требует от нас не боятся открывать новые горизонты в продуктивном взаимодействии с людьми, быть более восприимчивыми к новому опыту, уметь анализировать его и делать выводы.
Семьи с которыми мы работаем в нашем учреждении очень разные и не только по своему составу и социальному положению, они различаются взглядами на воспитание своих детей, своими стремлениями в жизни. И тем не менее нам приходится работать и с очень разными детьми и их разными родителями. Мы стремимся не вторгаясь в личное пространство каждого из родителей, научить их быть ответственными за воспитание и развитие своих детей, радоваться их успехам и видеть их сильные и слабые стороны. Просто потому что только человек видящий проблему способен ее решить. В личных беседах с родителями мы обсуждаем их вопросы и опасения, касающиеся развития их детей, решаем какие сложности в воспитании и развитии детей требуют внимания и чем мы можем помочь ребенку. Иногда просто стоит обратить внимание мамы или папы на какие – то способности или особенности поведения ребенка, и родители сделают из этого соответствующие выводы. Иногда – задать наводящий вопрос о дальнейших действиях родителей, или дать обоснованный ненавязчивый совет.
Публикация «Система работы с родителями в детском саду» размещена в разделах
Кроме индивидуальных бесед с родителями мы имеем возможность поделиться опытом в воспитании и развитии детей:
- на собраниях, проводимых в виде уютного чаепития;
- в форме родительского клуба, где делятся своими секретами специалисты, педагоги и родители;
- на мастер – классах, где мы можем узнать об увлечениях и способностях наших родителей и педагогов, и где, конечно, они с удовольствием поделятся своими умениями и навыками;
- на детских музыкальных и спортивных праздниках, где родители вместе с детьми активно готовятся к их проведению: готовят костюмы, стихи, танцы;
- в виде стендовой информации, газеты нашего учреждения, а также консультаций и общения на сайте детского сада.
На наш взгляд, чем больше родители вместе со своими детьми потрудились над подготовкой поделки к творческому конкурсу, изготовлением костюма к празднику или разучиванием стихотворения к конкурсу чтецов, тем более у них формируется ответственное отношение по отношению к собственному ребенку, его развитию и воспитанию. Ведь ни для кого не секрет, что в современном обществе так мало времени остается для простого человеческого общения, а тем более для игры или занятия с детьми. А именно в процессе совместной деятельности мы узнаем человека, его интересы, склонности и учимся с ним взаимодействовать. Тем более, что личность ребенка настолько пластична и можно каждый день узнавать о его новых увлечениях, друзьях и сложностях в детском саду.
Очень важным является привлечение к взаимодействию с детьми отцов, которые в силу социального положения им меньше уделяют внимания, чем мамы. Папы вместе с детьми с удовольствием делают поделки к творческим конкурсам: к Новому году, ко дню Защитника Отечества, выполняют элементы в костюмах. Как правило, отцы не отказывают в просьбе ребенку, выполнить то или иное задание, если сын или дочь объяснит ему, что в этом ему или ей может помочь только папа. Зато после выполненной совместной работы у отцов появляется чувство гордости за себя и своего ребенка, повышается самооценка, а также в дальнейшем вряд ли он откажется помочь малышу сделать поделку или нарисовать рисунок. Также мы привлекаем наших пап к выполнению «мужской работы» : подкрутить болтики в шкафчиках, починить выключатель, что повышает их уровень ответственности за своих детей.
Сейчас многие родители предпочитают получать и делиться информацией через интернет, у них не возникает вопросов к воспитателю, но это не означает, что их не интересует вопрос развития их детей. Для таких родителей в сети создана страница нашего учреждения, где каждый педагог имеет возможность дать консультацию он - лайн, или выложить какую – то важную информацию: события в саду и в городе, статьи о детях, фотографии с праздников, ссылки на полезные сайты по развитию и творчеству детей. Интересной может быть и газета детского сада, где полнее рассказывается о жизни и событиях детского сада, об успехах и достижениях наших детей, представлены детские мини – интервью, продукты детского творчества.
В нашем детском саду родители не просто приходят посмотреть на детский праздник, они также принимают активное участие в нем: то участвуют в эстафете, то играют на музыкальных инструментах, то поют песни. Все это делается тоже не случайно. Для того чтобы добиться взаимопонимания между родителями и педагогами, просто необходимо, чтобы они осознали, что они вместе, рядом делают одно дело: воспитывают своих детей. А что еще так хорошо может сплотить людей, как не совместная деятельность, пусть они даже вместе поют?
Вот несколько моментов, которые помогают нам в работе с родителями :
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. В общении с родителями не допустимы категоричность, требовательный тон. Воспитатель общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. Каждый человек, даже в самой трудной жизненной ситуации, нуждается в человеческом участии и достоин уважения. Доброжелательное отношение к нему помагает ему почувствовать себя в более комфортной обстановке, видеть в собеседнике союзника, который желает помочь ему в воспитании и развитии его ребенка.
- Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с их родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, их настроение. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, настроить на нужный лад, посочувствовать, и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Мы с радостью делимся хорошими новостями о детях с их родителями, но иногда приходится положить и ложку дегтя в бочонок меда. Главное не перепутать.
- Сотрудничество, а не наставничество. Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные и хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных ситуациях, искреннее желание помочь.
- Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Слабое, недостаточно подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на отношение родителей к учреждению. - Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
- За все и всегда благодарить наших родителей, поощрять их призами за участие вместе с детьми в творческих конкурсах, выдавать им грамоты и благодарности за участие в жизни группы и сада.
И еще: мне довелось работать с очень талантливым педагогом, который на первом собрании рассказывал родителям о том, какие у них хорошие и способные дети. Всем, конечно было очень приятно. Но ведь наше отношение к человеку, наверное, от того и зависит, приятно с ним общаться или нет. Родители этому педагогу ни в чем не отказывали.