Анна Сидорова
Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе «Буква П»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с буквой П.
Задачи.
Образовательные.
Познакомить детей с графическим написанием буквы П и ее элементами (две прямые палочки и одна сверху).
Учить узнавать букву П среди других.
Учить читать прямые и обратные слоги из знакомых букв.
Развивающие.
Содействовать развитию
- памяти;
- слухового восприятия (игра «Выдели звук в слове»);
Публикация «Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе „Буква П“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Сценарии развлечений с буквами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
- воображения и образного мышления (игры «Представь букву П в разных предметах» и «Составь букву»);
- мыслительных операций анализа и синтеза (упражнение «Угадай букву по описанию», «Узнай букву», «Обозначь звук буквой», «Слоговая дорожка»);
- мелкой моторики (игра «Составь букву»).
Воспитательные.
Содействовать развитию
- сопереживания;
- умения вести диалог;
- умения работать в коллективе.
Предварительная работа:
Знакомство с
Разучивание
Чтение с детьми произведение «Волшебник Изумрудного города»
Активизация словаря по темам:
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал.
1. Наглядное пособие «Буквы» - 160 см х 35 см;
2. Конверт с заданиями - А5.
3. Плакат с изображением черных букв, наложенных друг на друга – А4.
4. Наглядное пособие «Слоги» : листы А4 с напечатанными слогами
5. «Пазлы» - части картинки собачки Элли.
Вставить картинки
Раздаточный материал:
1. Карточки формата А6 с напечатанными буквами А,О,У,Р,Ш,М,С,Х (по числу детей).
3. «Алфавит» - листы А5. На каждом алфавит.
4. Буквы (букв П и любые другие).
5. Листы белой бумаги А6 (по числу детей).
6. Карандаши цветные (по числу детей).
7. Материалы для изображения буквы П : фасоль, тесьма, проволока, салфетки, пластилин, конструктор деревянный, тесто, счетные палочки.
8. Картинки с изображением сапог, парты, птенца, пингвина, паука, размером А6.
9. Схемы к словам, обозначающим эти предметы; размер 15 см х 6 см;
10. Карточки ламинированные с буквой П (шрифт 65).
Вставить картинки
Оформление образовательной ситуации.
1. Ноутбук.
2. Колонки.
3. Видеозапись с обращением девочки Элли (персонажем сказки).
4. Игровая зона «Магазин.
5. Магнитная доска.
6. Магниты.
Магнитная доска
Столы 4 шт., стулья 8 шт.
Запись
- звучание голоса Элли,
Герой: девочка Элли.
1. Введение в ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
обращение к личному опыту детей;
создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность.
- Ребята, любите ли вы читать рассказы и смотреть мультфильмы. (Любим).
- Вы помните, как назывался рассказ, который мы недавно прочитали? (Волшебник Изумрудного города).
- Он вам понравился? (Да, очень).
- Почему? (Интересный, (В нем девочка Элли совершала добрые поступки).
- Ребята, нам пришло видео письмо.
- Вы хотите посмотреть его. (Да).
Видео обращение девочки Элли.
- Здравствуйте, ребята! Я вернулась из путешествия в Изумрудный город домой к маме и папе, а мой друг Тотошка не вернулся. Я очень расстроилась. Для того чтобы вернуть его мне нужна ваша помощь. Помогите мне! Тотошка сможет вернуться, если вы соберете волшебную картинку, на которой он изображен. Чтобы собрать картинку вам нужно выполнить задания по обучению грамоте. Почтальон уже доставил в детский сад конверт с заданиями. Очень полагаюсь на вас. До свидания!
- Ребята, что нам надо сделать? (Помочь Элли и вернуть Тотошку домой).
- Я правильно поняла, вы хотите помочь Элли? (Хотим).
- Вы сможете вернуть его? (Да).
- Что вам для этого нужно сделать? (Выполнить задания по обучению грамоте).
2. Актуализация.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания
Требования:
актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания
- Ребята, прежде чем начать выполнять задания по обучению грамоте, давайте вспомним, что вы изучаете занятиях (Мы изучаем звуки и буквы).
- Какие буквы вы уже изучили? (А, О, У, С, М, Ш, Р, Х).
2.1. Дидактическая игра «Узнай букву по элементам».
Цель игры: закрепить умение определять букву по ее элементам.
Воспитатель достает из конверта карточки с буквами. Каждому ребенку выдается карточка с печатной буквой из числа пройденных букв.
- Поверните карточку с буквой к себе и никому её не показывайте. Определите знакомую букву. Расскажите другим детям, из каких элементов она состоит.
Ребенок определяет букву и всем остальным рассказывает, из каких элементов она состоит. Другие дети угадывают букву по описанию ее элементам.
Подитог:
- Ребята, вы справились с заданием? (Да)
- А что вам помогло справиться с заданием? (Мы запомнили буквы и знаем элементы, из которых они состоят).
- В конверте появился первый пазл волшебной картинки.
Ребенок прикрепляет первый пазл на доску. Воспитатель читает второе задание.
3. 2. Игра «Выдели звук П в слове»
Цель игры: формирование умения выделять нужный звук в слове на слух.
- Ребята, скажите, только ли буквы вы изучаете на занятиях по обучению грамоте? (Нет, мы еще изучаем звуки).
- Определите, какой звук встречается в каждом слове.
Воспитатель называет слова, выделяя голосом звук П.
- Парк, пятка, сапог, ступа, стоп.
- Вы догадались, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (Да, о звуке П).
- Какой это звук: гласный или согласный? (Согласный).
- Почему вы так решили? Докажите! (Он не поется).
- Это звук звонкий или глухой? (Глухой, звонкий)
- А давайте проверим, произнесите звук П вслух и подставьте ко рту ладошку, если вы чувствуете тепло, значит он какой? (Глухой)
- Еще что мы забыли сказать об этом звуке? Каким он может быть в словах? (Твердым и мягким)
Подитог:
- Ребята, вы правильно выполнили задание? (Да)
- А почему вы так решили? (Потому что мы умеем выделять нужные звуки в словах). За это вы получаете еще один пазл.
Педагог достает второй пазл и ребенок прикрепляет его к волшебной картинке
3. Затруднения в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
создание ситуации затруднения;
фиксация в речи причины затруднения
- Впереди следующее задание: отгадайте загадку про букву.
Знает каждый ученик:
Эта буква как турник
Перекладина, две ножки.
Есть в словах птенец и плошка,
А еще пенал, панно
Начинаются с нее.
- Про какую букву здесь говорится? (Здесь говорится про букву П)
- Правильно, а как нам ее записать, вы знаете? (Нет).
Дети затрудняются. Педагог стимулирует активность детей и держит паузу так долго, сколько потребуется детям для осмысления возникшей трудности.
- Вы попали в затруднительную ситуацию. Что будете делать? (Спросим у взрослых, посмотрим информацию в интернете).
- Где мы можем уточнить правописание буквы? (В алфавите). (В азбуке). (В ленте букв). (На клавиатуре компьютера).
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания
Требования:
организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
фиксация нового знания в речи и знаково;
создание ситуации успеха.
- Ребята, давайте попробуем поискать букву П в разных источниках? (Давайте)
- Для этого вам нужно разделиться на пары и договориться с каким источником вы будете работать?
Дети делятся на пары и выбирают источник с которым они будут работать. Каждая пара находит букву П и показывает педагогу.
- А теперь я еще раз прочитаю знакомую вам загадку, а вы подумаете подходит ли та буква которую вы выбрали под это описание!
Знает каждый ученик:
Эта буква как турник
Перекладина, две ножки.
Есть в словах птенец и плошка,
А еще пенал, панно
Начинаются с нее.
- Подходит? (да)
- Посмотрите на букву. Из каких элементов она состоит? (Из двух прямых палочек и одной палочки сверху).
Подитог:
- Ребята, скажите что вам помогло выполнить это задание? (Мы справились с заданием, потому что сумели найти букву в разных источниках, мы знаем как пишется буква П) Вы получаете следующий пазл.
- Следующее задание состоит в том, чтобы составить букву П из различных материалов. Сможете? (Да).
4.1. Игровое упражнение «Составь букву».
Цель упражнения: закрепление умения составлять знакомые буквы, зная их элементы.
- Каждый выберет такой материал, из которого можно составить букву П.
Детям предлагаются материалы: фасоль, тесьма, проволока, салфетки, пластилин, конструктор, тесто, мишура, счетные палочки. Подитог:
- Какие умники! Как вам удалось справиться и с этим заданием? (Мы знаем элементы буквы П, поэтому смогли легко составить ее)
- Теперь мы можем пользоваться алфавитом? (Да).
-Почему вы так решили? (Мы теперь знаем, как пишется буква П).
- Возьмите алфавиты и найдите букву П
- Отыскали? (Да).
Подитог:
- Запомните, как пишется буква П
- Вы получаете следующий пазл.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования к организации этапа:
соответствие используемых игр цели занятия;
индивидуальные затруднения в играх;
ситуация успеха в совместной деятельности;
- Ребята, вы все запомнили новую букву? (Запомнили).
- Представьте букву П в виде предмета. Пройдите за столы и зарисуйте.
Каждый из детей дорисовывает букву П до предмета.
Подитог:
- Ребята, вы меня очень порадовали, а как вы думаете почему? (Мы выполнили задание)
- А как вы его выполнили? Что вы сделали? (Мы запомнили новую букву, и попробовали ее представить в виде разных предметов).
- Вы получаете следующий пазл. Двое детей прикрепляют пазл.
5.1. Игровое задание «Узнай буквы».
Цель задания: закрепление умения определять знакомые буквы.
- Впереди следующее задание: нужно определить, какие буквы спрятались друг за другом. Сможете? (Да).
Детям предлагают изображения, на которых буквы наложены друг на друга. Плакаты разной цветовой гаммы, буквы – черные. Дети должны определить все буквы.
- Назовите все буквы, которые вы увидели на карточке.
Подитог:
- Почему вы так быстро справились с заданием? (Потому что мы хорошо знаем буквы, которые изучили) Вы получаете пазл.
Один ребенок прикрепляет пазл.
5.2. Дидактическая игра «Обозначь звук буквой».
Цель игры: закрепление умения находить место звука в слове и обозначать его буквой.
- Переходим к следующему заданию.
Детям раздаются картинки и предлагается прикрепить картинку к соответствующей схеме. Затем ребенок на схеме должен определить место звука П в слове и обозначить его буквой.
- Посмотрите внимательно на картинку.
- Шепотом произнесете слово.
- Посчитайте звуки. Выберите нужную схему.
- Проверьте себя. Найдите в своей схеме место звуку П.
- Обозначьте звук П буквой : прикрепите букву на схему.
Подитог:
- Все справились с заданием, молодцы! Что же вам помогло выполнить правильно задание? (Мы умеем составлять звуковые схемы и находить место звука в слове, обозначать его буквой). Получайте пазл.
Двое детей прикрепляют пазл
- Все пазлы мы собрали? (Нет, осталось найти еще один).
5.4. Упражнение «Чтение слогов»
Цель задания: упражняться в чтении слогов.
- Нам надо прочитать слоги. Будем читать по – очереди.
Дети читают слоги: па, по, пы, пу, оп, уп, пи, ып.
Подитог:
- Вы получаете последний пазл, потому что вы хорошо прочитали слоги и показали стремление научиться читать!
Ребенок находит пазл.
-Мы все пазлы нашли (да)
- А теперь все вместе подойдем к волшебной картинке и прикрепим последний пазл.
Прикрепляем, на экране появляется веселый Тотошка.
6. Итог занятия.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования к организации этапа:
организация анализа детской цели;
фиксация нового знания в речи;
определение выполнения взрослой цели
- Вы догадались, что произошло? (Тотошка вернулся домой).
- Как вам удалось вернуть его? (Мы выполнили все задания и отыскали пазлы).
- Какие знания помогли вам справиться с заданиями? (Мы узнали, как пишется буква П)
- Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали букву П, из каких элементов она состоит).
- Скажите, трудные задания легче выполнять одному или с друзьями? (Легче справляться всем вместе).
- Ребята, теперь Элли очень рада, что вы ей помогли. Я очень горжусь тем, что вы неравнодушны к бедам людей, растёте добрыми и отзывчивыми.
- Наше занятие подошло к концу, подойдите и попрощайтесь с гостями