Наталия Фирманюк
Сценарий образовательной ситуации в средней группе «Счет до шести. Число и цифра 6»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Счет до шести. Число и цифра 6»
Цель:
1) сформировать представление о числе 6, умение считать до шести;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
3) закрепить представление о числах 1,2,3,4,5 умение использовать их названия в речи, сравнивать и уравнивать численность групп предметов, сравнивать предметы по свойствам;
Публикация «Сценарий образовательной ситуации в средней группе „Счет до шести, Число и цифра 6“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение;
5) развивать внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение.
.
Ход образовательной ситуации :
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей около себя.
– Ходили ли вы с родителями в ботанический сад?
– Какие растения и цветы вы там видели?
– Можно ли посетителям рвать цветы? (Нельзя, т. к. они могут заболеть и погибнуть)
Воспитатель рассказывает, что в ботаническом саду, есть специальные люди, которые ухаживают за растениями, подрезают, поливают, опрыскивают, вносят удобрения.
– Давайте побольше узнаем о растениях.
2. Актуализация знаний
Часть 1
Дидактические задачи: закрепить умение детей сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета и путем составления пар, соотносить число с соответствующей группой предметов.
Дети садятся за столы. На середине стола находятся изображения цветов – весенних первоцветов, макет клумбы.
Воспитатель рассказывает, что весной на клумбы высаживают цветы и предлагает детям посадить цветы.
– Возьмите 5 цветков (дети отсчитывают от общего количества по 5 цветков и кладут перед собой на макет клумбы).
– Весной на клумбах можно увидеть бабочек.
Воспитатель кладет перед каждым ребенком по 5 изображений бабочек.
– Сколько бабочек прилетело на клумбу? (Пять.)
– Всем ли бабочкам хватит цветочков? (Да.)
– Почему вы думаете, что хватит? (Потому что бабочек – 5, и цветков – 5. 5 и 5 – поровну.)
– Что нужно сделать для того, чтобы сразу было видно, что бабочек и цветков поровну? (Надо на каждый цветок посадить по одной бабочке.)
Дети кладут на каждый цветок по одной бабочке.
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для образования числа шесть, счета до шести;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) развивать речь.
Воспитатель рассказывает, что над каждой клумбой летает ещё одна бабочка и кладет перед каждым ребёнком по одному изображению бабочки.
– Сколько стало бабочек?
Дети начинают пересчитывать предметы хором, дотрагиваясь до каждого пальчиком и проговаривая «одна, две, три, четыре, пять». После числа пять может возникнуть разнобой, так как некоторые дети еще не знают счета до шести.
– Смогли вы сосчитать бабочек? (Нет.)
– Почему не смогли? (Потому что не знаем, как считать дальше.)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи:
1) сформировать представление о числе 6, умение считать до 6, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из 6 предметов;
2) сформировать опыт самостоятельного открытия, эмоционального переживания радости открытия и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».
– Кто знает, какое число при счете следует за числом 5?
Если в группе есть дети, которые правильно сосчитали до 6, но не отвечают на поставленный вопрос, то воспитатель обращается непосредственно к ним, помогает ответить, хвалит за правильный ответ.
Если никто из детей не знает счета до 6, то воспитатель задает вопрос:
– Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает.)
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего говорит, что при счете после числа 5 идет число 6. Дети вместе с воспитателем считают бабочек, дотрагиваясь пальчиком до каждой: одна, две, три, четыре, пять, шесть. После этого обводят всех пересчитанных бабочек и говорят: «Всего 6 бабочек».
– Как получилось 6 бабочек? (Было 5, прилетела еще одна и их стало 6.)
– Поровну ли теперь бабочек и цветов? (Нет.)
– Кого больше? (бабочек.)
– Как сделать так, чтобы бабочек и цветов стало поровну? (Надо добавить еще 1 цветок.)
Воспитатель кладет перед каждым ребёнком по 1 цветочку. Каждый ребенок сажает по одной бабочке на свободный цветок.
– Сколько цветов? (6.)
– Как получилось 6 цветков? (Было 5, добавили еще один, стало 6.)
– Теперь бабочек и цветов поровну? (Да.)
Воспитатель делает вывод: бабочек – 6, цветков – 6. 6 и 6 – поровну.
5. Включение нового знания в систему знаний
Часть 1
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение.
Воспитатель собирает детей около себя знакомит с различными видами бабочек и предлагает представить, что они бабочки. Бабочки вылетели на лужайку и решили полетать.
Дети изображают бабочек под лёгкую, весёлую музыку.
Часть 2
Дидактические задачи:
1) закрепить умение считать до 6, соотносить цифру 6 с количеством предметов, умение видеть и продолжать закономерность;
2) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля, воспитывать доброе отношение к близким людям.
Воспитатель собирает детей около себя и напоминает, что сейчас дети находятся в оранжерее ботанического сада.
-Кто вас ждет дома?
Как правило, дети отвечают, что их ждет мама.
Воспитатель рассказывает, что когда человек куда-либо уезжает, то тем, кто его ждал дома, он привозит что-либо приятное.
-Как вы думаете, что приятно получить в подарок любой женщине? Выслушиваются все ответы детей, после чего решаем привезти маме цветы.
Детей приглашают в оранжерею для того, чтобы они срезали для мамы цветы.
Дети садятся за стол, на середине которого находятся красные и желтые круги (по 6 на каждого ребенка, лежащие вперемешку.
Воспитатель рассказывает, что детям разрешили срезать вот столько (воспитатель показывает карточку с цифрой 6) не красных цветов. Дети от общего количества должны отсчитать 6 желтых кругов.
После этого разрешили срезать еще столько же красных цветов.
Дети от общего количества должны отсчитать 6 красных кругов. Воспитатель предлагает отвезти маме не букет цветов, а сплести из них венок. Плести его нужно так: красный цветок, желтый цветок, красный, желтый. Далее дети продолжают плести венок самостоятельно.
Чтобы проверить, правильно ли сплетен венок, можно всем хором проговорить последовательность цветов, дотрагиваясь пальчиками до каждого цветка: красный, желтый, красный, желтый.
-Что нужно сказать гостеприимным хозяевам ботанического сада за то, что они разрешили взять из своей оранжереи цветы? (Спасибо.)
-Какие слова вы бы сказали, преподнося этот красивый венок маме, бабушке, сестре.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
Где вы сегодня побывали?
Что вам больше всего понравилось в ботаническом саду? Кому вы сегодня смогли помочь и чем?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до шести и не знали цифру 6, то не смогли бы украсить клумбу цветами, бабочки остались бы без угощения (цветочного нектара, а мама - без цветов.