Анастасия Романова
Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Число 0. Цифра 0»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Число 0. Цифра 0».
Цель:
1) Сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля
3) Тренировать умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации в старшей группе „Число 0, Цифра 0“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
4) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал:
Письмо.
Картинка с изображением жителя страны «Математики» - Квадрата (грустный для начала занятия и веселый для конца).
Карточка с цифрой 0.
Корзинка с дыркой.
Звукозапись релаксационной музыки «Пение птиц».
Раздаточный материал:
Карточки с цифрами 0 (по количеству детей) и от 1 до 9 (по кол-ву детей).
Карточка с домиками с разным количеством точек и по у домику на каждого ребенка без точек.
Карточки для работы карандашом (для написания пробной цифры и соединения цифр и столиков).
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
- Ребята, сегодня к нам в сад принесли письмо, на котором написана наша группа. Интересно от кого оно. Давайте откроем и прочтем.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам житель страны «Математики» - Квадрат. Я совсем недавно поселился в этой стране и еще не знаю всех её жителей, а король, который правит этой страной, попросил меня переписать все население, живущее на моей улице и подписать домики в соответствии с количеством жителей. Я так растерялся, что боюсь, что не справлюсь с задачей. Помогите мне, пожалуйста!»
- Хотите отправиться в волшебную страну «Математики» и помочь Квадрату? (да)
-Сможете? (да)
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: Актуализировать умение соотносить цифру и количество предметов, упражнять в счете в пределах 9.
- Чтобы попасть в эту страну надо закрыть глаза и сказать волшебные слова «Крибле, крабле, бумс!»
- Ребята, посмотрите, кто нас встречает.
Это же Квадрат. А вот и та самая улица, где необходимо сделать перепись населения и подписать домики.
Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с домиками с разным количеством точек и карточки с цифрами от 1 до 9.
- Как вы будете подписывать домики? (пересчитаем жителей и на крыше поставим соответствующую количеству жителей цифру). Дети выполняют задание. Воспитатель следит, и если кто – то затрудняется - проводит индивидуальную работу.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: сформировать представление о числе 0, создать мотивационную ситуацию для знакомства с цифрой 0. Под руководством воспитателя формировать опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
- Ребята, посмотрите, а тут еще один неподписанный домик. (Выкладываю перед каждым карточку с домиком без точек)
-А сколько жителей в этом домике? (Ни сколько, ни одного)
- Если нет ни одного предмета, то про такое количество говорят ноль или равно нулю.
- Сколько жителей в этом домике? (ноль)
- Подпишите этот домик, как и предыдущие.
Возникает затруднение.
- Смогли ли вы указать количество жителей?
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю)
- Значит, что нам надо узнать? (надо узнать, как писать число 0)
4. открытие нового знания.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов.
- Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, но очень хочешь узнать? (спросить у того кто знает или придумать самому и проверить себя)
Дети предлагают придумать самостоятельно.
- Ребята, придумывать цифру очень не простое дело, поэтому Квадрат предлагает нам погулять по его саду и поесть малины. Давайте возьмем корзинку, соберем ягоды, а после полакомимся ей.
Физминутка.
Дети под звуки пения птиц и шелеста листвы ходят по ковру и имитируют сбор малины.
- Я думаю, вы собрали много малины, давайте переложим её в большую корзинку. Ну а теперь можно идти и кушать. Пойдемте к столу.
- Ой, ребята, вы малину собирали, собирали, а корзинка-то у нас пустая оказалась. Как такое могло случиться! Ах, вот в чем дело, в корзинке дырка! Сколько мы принесли малины в дырявой корзинке? (ноль)
- Ребята, а покажите пальчиками, какая может быть дырка. Пусть это и станет обозначением числа ноль.
- Передохнули? А теперь давайте попробуем записать цифру. (дети пробуют записать)
- У вас получилось? А теперь давайте проверим себя. Вывешиваю карточку с цифрой 0. Похоже? (да)
- А теперь возьмите с этого стола карточку с цифрой 0 и подпишите оставшийся домик.
- Что обозначает эта цифра? (ноль, ни одного)
Вывод: цифра ноль обозначает отсутствие предметов.
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что Квадрат благодарит их за помощь и приглашает на пир.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Пир горой»
Дидактические задачи: Тренировать умение соотносить цифру с количеством, закрепить представление о числе и цифре 0.
- Ребята, Квадрат познакомился с жителями его улицы и их тоже пригласил в гости. Догадайтесь, за каким столом сесть каждой семье, чтобы всем хватило угощений.
- Вот и закончилось наше путешествие в страну «Математики». Давайте попрощаемся с её жителями и вернемся в детский сад. Закройте глазки и произнесите «Крибле, крабле, бумс!»
6. Осмысление.
Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- Кому и чем сегодня помогли? (Квадрату, смогли подписать домики в соответствии с количеством их жителей, рассадили их за столы)
- Какие новые знания помогли нам это сделать? (у нас все получилось, потому что мы узнали, как записывается число 0)
Воспитатель хвалит детей и благодарит их.