Анна Небова
Сборник гимнастик, дидактических игр и упражнений для развития речи детей раннего дошкольного возраста. Часть 5
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка № 40
1. Артикуляционная гимнастика
Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
2. Дыхательная гимнастика
«ПАРОВОЗ»
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес
паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения,
громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
3. Пальчиковая гимнастика
«ОБУВЬ»
Публикация «Сборник гимнастик, дидактических игр и упражнений для развития речи детей раннего дошкольного возраста, Часть 5» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)
Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)
Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)
В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)
И на ножки надевают
Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)
Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)
4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь
«КТО ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ?»
Цель: Активизация словаря.
Ход игры: Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают кто? что? может делать.
Речевой материал: повар. (варить, жарить, резать, солить);
уборщица. (подметать, вытирать, мыть, убирать);
продавец. (продавать, взвешивать, считать, заворачивать) и т. д
5. Упражнение для ориентации в пространстве
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: Совершенствовать умение находить картинки с одинаковым употреблением предлогов и слов (в,с,под,над, по, вокруг, между) и проговаривать свой ответ
Карточка № 41
1. Артикуляционная гимнастика
Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.
2. Дыхательная гимнастика
«ЛЕТЯТ ГУСИ»
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками,
словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося
"г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.
3. Пальчиковая гимнастика
«ПОСУДА»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)
Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)
Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)
4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь
«ГДЕ ЖЕ НАШИ РУЧКИ?»
Цель: Учить понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе, выполнять движения в соответствии с текстом.
Оборудование: кукла, запись на магнитофоне песенки «Где же наши ручки?».
Ход игры: Предлагается поиграть с куклой и повторить движения самим в соответствии с текстом песенки.
5. Упражнение для ориентации в пространстве
«РАССКРАСЬ ПРАВИЛЬНО»
Цель: Совершенствовать умение раскрашивать картинку в соответствии с текстом
Карточка № 42
1. Артикуляционная гимнастика
Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
2. Дыхательная гимнастика
«АИСТ»
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене,
вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите
равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш".
Повторите с ребенком шесть-семь раз.
3. Пальчиковая гимнастика
«ЧАСТИ ТЕЛА»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.
4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь
«КОМПОТ ДЛЯ БЕЛКИ»
Цель: Закрепить знание о фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции.
Оборудование: натуральные фрукты, муляжи фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан, слива, две кастрюли.
Инструкция: Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы.
Варианты: увеличить количество и ассортимент фруктов. Провести игру с предметными картинками.
5. Упражнение для ориентации в пространстве
«НАОБОРОТ»
Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.
Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу.
Ход игры. Сказать наоборот (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.)
Карточка № 43
1. Артикуляционная гимнастика
Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
2. Дыхательная гимнастика
«ДРОВОСЕК»
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки
топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора,
вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам
"прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с
ребенком шесть-восемь раз.
3. Пальчиковая гимнастика
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вот, убрав царапки, («Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)
4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь
«КОМУ ЧТО?»
Цель: Активизация словаря, развитие мыслительных операций.
Оборудование: куклы, кукольная одежда и посуда.
Ход игры: Взрослый рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купила новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. Теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане, объясняя свой выбор.
Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных. Провести игру с предметными картинками.
5. Упражнение для ориентации в пространстве
«КТО СТОИТ БЛИЗКО, А КТО ДАЛЕКО»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».
Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.
Карточка № 44
1. Артикуляционная гимнастика
Поиграть в паровозик: погудите «у-у», губы — трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
2. Дыхательная гимнастика
«МЕЛЬНИЦА»
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте
прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются,
звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
3. Пальчиковая гимнастика
«ДЕТЕНЫШИ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)
Котята наперегонки.
4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь
«СОБИРАЕМ УРОЖАЙ»
Цель: Развитие словаря. Развитие операций анализа и синтеза.
Оборудование: Разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов, две корзинки.
Ход игры: Детям предлагается сложить разрезную картинку, называть ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую корзинку.
Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных.
5. Упражнение для ориентации в пространстве
«КУДА ПОЙДЕШЬ И ЧТО НАЙДЕШЬ»
Материал игры: любые игрушки.
Содержание игры. Раскладываются игрушки в разных местах комнаты: справа от ребенка воспитатель ставит плющевого мишку, слева – матрешку, перед ребенком – машины, позади ребенка – паровоз и говорит:
«Вперед пойдешь – машину найдешь,
Вправо пойдешь – мишку найдешь,
Влево пойдешь – матрешку найдешь,
Назад пойдешь – паровоз найдешь.
Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?
Карточка № 45
1. Артикуляционная гимнастика
Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
2. Дыхательная гимнастика
«КОНЬКОБЕЖЕЦ»
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной,
корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то
левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть
раз.
3. Пальчиковая гимнастика
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)
Шли по дорожке по полю, по лугу.
Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)
Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)
4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь
«ДАЙ!»
По инструкции ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
5. Упражнение для ориентации в пространстве
«РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ»
Цель. Развитие пространственных представлений.
Игровой материал. Палочка (указка).
Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.
Карточка № 46
1. Артикуляционная гимнастика
Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
2. Дыхательная гимнастика
«СЕРДИТЫЙ ЕЖИК»
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик
во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не
отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся
на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это
уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
3. Пальчиковая гимнастика
«ДЕТЕНЫШИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.)
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.
4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь
«СОРТИРОВКА»
Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
5. Упражнение для ориентации в пространстве
«ВВЕРХУ – ВНИЗУ»
Содержание игры.
Вариант 1. Называют различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху».
Вариант 2. Называют предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.
Карточка № 47
1. Артикуляционная гимнастика
«КОТЕНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО»
Молоко лакает кошка,
Молока уже немножко.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
2. Дыхательная гимнастика
«В ЛЕСУ»
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на
выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и
поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
3. Пальчиковая гимнастика
«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)
И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)
В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)
А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)
4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь
«ШАРИКИ И КУБИКИ»
Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.
Оборудование: четыре корзинки: две красных и две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета.
Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (по подражанию действиям педагога).
5. Упражнение для ориентации в пространстве
«РАЗНОЦВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.
Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.
Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. ( Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном пляже и т. д.).
Карточка № 48
1. Артикуляционная гимнастика
«РЫБКИ РАЗГОВАРИВАЮТ»
Открывает рыбка рот,
И не слышно, что поет.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Смыкать и размыкать губы.
2. Дыхательная гимнастика
«ЛЕТЯТ МЯЧИ»
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед.
Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
3. Пальчиковая гимнастика
«ИГРУШКИ»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь
«КОМПОТ ДЛЯ БЕЛКИ»
Цель: Закрепить знание о фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции.
Оборудование: натуральные фрукты, муляжи фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан, слива, две кастрюли.
Инструкция: Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы.
Варианты: увеличить количество и ассортимент фруктов. Провести игру с предметными картинками.
5. Упражнение для ориентации в пространстве
«ЗАМРИ»
Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.
Игровое правило. Останавливаться строго по сигналу.
Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете, свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – «замираете». Я назначу детей, которые должны сказать: «Справа от меня, слева …». Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.
Карточка № 49
1. Артикуляционная гимнастика
«РАСЧЕСКА»
Наши зубки – гребешок,
Причесали язычок
Мы причешем много раз,
Чтобы гладким был у нас.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
2. Дыхательная гимнастика
«МЕЛЬНИЦА»
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками,
произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся
громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
3. Пальчиковая гимнастика
«МАМОЧКА»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)
Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)
Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)
4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь
«СОРТИРОВКА»
Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
5. Упражнение для ориентации в пространстве
«НАЙДИ ИГРУШКИ»
Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.
Оборудование: разные игрушки
Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать “подсказки” (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.
Карточка № 50
1. Артикуляционная гимнастика
Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
2. Дыхательная гимнастика
«КОТЯТА»
Дети произвольно перемещаются на четвереньках (пролезают, подлезают,
преодолевают различные препятствия, произнося на выдохе «мяу-мяу»
3. Пальчиковая гимнастика
«КАК У НАШЕГО КОТА»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки беленькие.
4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь
«КОМУ ЧТО?»
Цель: Активизация словаря, развитие мыслительных операций.
Оборудование: куклы, кукольная одежда и посуда.
Ход игры: Взрослый рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купила новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. Теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане, объясняя свой выбор.
Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных. Провести игру с предметными картинками.
5. Упражнение для ориентации в пространстве
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: Совершенствовать умение находить картинки с одинаковым употреблением предлогов и слов (в,с,под,над, по, вокруг, между) и проговаривать свой ответ
Карточка № 51
1. Артикуляционная гимнастика
«ОКОШКО»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
2. Дыхательная гимнастика
«БОЛЬШОЕ МОРЕ»
и. п. – о. с. (3-4 раза)
1. вдох, руки в стороны, подняться на носки.
2. выдох, вернуться в и. п.
3. Пальчиковая гимнастика
«ОБЕЗЬЯНКИ»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: Выполняют движения «Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.
Обезьянки вышли погулять,
Обезьянки стали танцевать,
И одна из них пошла домой поспать,
Потому что надоело танцевать.
4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь
«ВЕСЕЛЫЙ КУБИК»
Цель: Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом.
Оборудование: кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит).
Ход игры: дети бросают кубик по очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие.
«Крутись, вертись,
На бочок ложись!»
5. Упражнение для ориентации в пространстве
«РАССКАЖИ-КА»
Цель: Упражнять детей в умении словесно обозначать нахождение предмета, употребляя предлоги «под», «над», «между». И слова: «слева», «справа», «вверху», «внизу».
Карточка № 52
1. Артикуляционная гимнастика
«ЛЯГУШКА»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
2. Дыхательная гимнастика
«ДЕЛЬФИНЫ ПЛЫВУТ»
и. п. - о. с. (3-4 раза)
1. вдох.
2. выдох, наклониться, коснуться правым локтем левого колена.
3. вдох. Вернуться в и. п.
4. выдох, наклон к правому колену.
3. Пальчиковая гимнастика
«ДВА МАЛЕНЬКИХ КУЗНЕЧИКА»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.
Ход игры: указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу ;поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.
Два маленьких кузнечика
Потопали на речку.
Воды они боялись
И в речке не купались.
На скрипочках играли –
Всех рыбок распугали.
4. Дидактическая игра увеличивающая пассивный словарь
«КТО ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ?»
Цель: Активизация словаря.
Ход игры: Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают кто? что? может делать.
Речевой материал: повар. (варить, жарить, резать, солить);
уборщица. (подметать, вытирать, мыть, убирать);
продавец. (продавать, взвешивать, считать, заворачивать) и т. д
5. Упражнение для ориентации в пространстве
«КАК ПЛЫВЕТ КОРАБЛИК» см. выше