Получи документы

Сборник гимнастик, дидактических игр и упражнений для развития речи детей раннего дошкольного возраста. Часть 1

Анна Небова
Сборник гимнастик, дидактических игр и упражнений для развития речи детей раннего дошкольного возраста. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

Сборник артикуляционных, дыхательных, пальчиковых гимнастик, дидактических игр на увеличение пассивного словаря и упражнения для ориентировки в пространстве, для развития речи детей раннего дошкольного возраста. Сост. Небова А. А.

Публикация «Сборник гимнастик, дидактических игр и упражнений для развития речи детей раннего дошкольного возраста, Часть 1» размещена в разделах

В данном сборнике представлена картотека артикуляционных, дыхательных, пальчиковых гимнастик, дидактических игр на увеличение пассивного словаря и упражнения для ориентировки в пространстве, для развития речи детей раннего дошкольного возраста. Данный сборник коррекционно-развивающих упражнений адресован педагогом ДОУ и родителям, для проведения данных упражнений в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментов. Может быть рекомендован родителям с целью совместного проведения коррекционных упражнений, а так же будет полезен студентам педагогических специальностей.

Пояснительная записка

Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им

Г. Гегель

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Дети с нарушением в речевом развитии, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?

В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи с каждым днём становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров, компьютерами и за гаджетами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле, тем более, что и взрослые не всегда могут проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить.

Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть внятной и разборчивой, грамотной и живой, эмоциональной и выразительной.

Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих.

Если учесть, что сегодняшние дошкольники обладают слабым умением в области связной речи, то эта проблема является актуальной.

Е. И. Тихеева говорила «… В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития»

Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи, с помощью артикуляционных упражнений. Решение же остальных задач направлено на совершенствование связной речи, т. е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты — предложения, слова и т. д.

Л. С. Выготский писал: «В овладении речью, ребенок идет от части к целому : от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений»

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

• ухудшение состояния здоровья детей;

• существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;

• глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

• недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

• дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Причинами низкого речевого уровня являются:

1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка.

2. Речевое развитие рассматривается, как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

3. Развитие речи рассматривают как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.

4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.

5. При обучении педагоги ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.

6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.

7. Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

Цель сборника : систематизация гимнастик, игр и упражнений, направленных на речевое развитие для детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

1) подбор гимнастик, игр и упражнений;

2) систематизация гимнастик, игр и упражнений;

3) оформление сборника гимнастик, игр и упражнений, для детей раннего и дошкольного возраста;

В данном сборнике представлены 52 карточки для развития речи детей раннего дошкольного возраста. В каждой карточке ведется работа по 5 направлениям:

1. артикуляционная гимнастика;

2. дыхательная гимнастика;

3. пальчиковая гимнастика;

4. дидактическая игра для увеличения пассивного словаря;

5. упражнение для ориентировки в пространстве.

Список литературы:

1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013. - 48 c.

2. Бутусова, Н. Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Бутусова. - СПб. : Детство Пресс, 2012. - 304 c.

3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.

4. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. 6-7лет. Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.

5. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. 5-6лет. Старшая группа / В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.

6. Гомзяк, О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О. С. Гомзяк. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.

7. Гончарова, К. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля / К. Гончарова. - Рн/ Д: Феникс, 2016. - 154 c.

8. Грибова, О. Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи / О. Е. Грибова. - М. : Ленанд, 2014. - 320 c.

9. Дмитриева, В. Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет / В. Г. Дмитриева. - М. : АСТ, 2012. - 256 c.

10. Жукова, Н. С. Развитие речи : в зоопарке / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2015. - 240 c.

11. Жукова, Н. С. Развитие речи : мир вокруг тебя / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2016. - 320 c.

12. Затулина, Г. Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г. Я. Затулина. - М. : ЦПО, 2013. - 160 c.

13. Затулина, Г. Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г. Я. Затулина. - М. : ЦПО, 2013. - 144 c.

14. Зикеев, А. Г. Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1. Развитие речи. Грамматика: Учебник / А. Г. Зикеев. - М. : Владос, 2013. - 143 c.

15. Зикеев, А. Г. Русский язык. 3 кл. В ч. Ч. 2. Развитие речи. Грамматика: Учебник / А. Г. Зикеев. - М. : Владос, 2013. - 143 c.

16. Зиновьева, Л. А. Говорите по-английски! Speak English! : Развитие навыков устной речи / Л. А. Зиновьева. - Рн/ Д: Феникс, 2013. - 239 c.

17. Калиниченко, С. А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР : Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель" : Учебно-методическое пособие / С. А. Калиниченко. - М. : Владос, 2015. - 55 c.

18. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С. И. Карпова. - СПб. : Речь, 2012. - 144 c.

19. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С. И. Карпова. - СПб. : Речь, 2012. - 144 c.

20. Козырева, О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи : старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. - М. : Владос, 2016. - 119 c.

21. Колесникова, Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е. В. Колесникова. - М. : Ювента, 2012. - 72 c.

22. Коноваленко, С. В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С. В. Коноваленко. - СПб. : Детство Пресс, 2012. - 112 c.

23. Коротяева, Е. В. Развитие речи : тетрадь -тренажер / Е. В. Коротяева. - Рн/ Д: Феникс, 2016. - 176 c.

24. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е. М. Косинова. - М. : Эксмо, 2012. - 112 c.

25. Кошелева, Н. В. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями речи : новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст / Н. В. Кошелева, Е. Е. Каценбоген. - М. : Владос, 2015. - 95 c.

26. Кравченко, А. П. Говорите по-немецки! Sprechen Sie deutsch! Развитие навыков устной речи / А. П. Кравченко. - Рн/ Д: Феникс, 2013. - 285 c.

27. Кравченко, А. П. Говорите по-немецки! Sprechen Sie deutsch! Развитие навыков устной речи / А. П. Кравченко. - Рн/ Д: Феникс, 2018. - 118 c.

28. Липина, С. В. Развитие речи / С. В. Липина, И. В. Полещук. - М. : Эксмо, 2017. - 222 c.

29. Литвинова, О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О. Э. Литвинова. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 128 c.

30. Логинова, Е. А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е. А. Логинова, О. В. Елецкая. - М. : Форум, 2017. - 24 c.

31. Ляско, Е. Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е. Е. Ляско. - СПб. : Речь, 2010. - 190 c.

32. Маланка, Т. Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т. Г. Маланка. - М. : Эксмо, 2018. - 192 c.

33. Матвеева, А. С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А. С. Матвеева, Н. Н Яковлева. - М. : АСТ, 2017. - 336 c.

34. Матвеева, А. С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А. С. Матвеева, Н. Н Яковлева. - М. : АСТ, 2016. - 224 c.

35. Матвеева, А. С. Яковлева, Н. Н. Говорю, понимаю, объясняю правильно. Развитие речи 5-6 лет / А. С. ЯковлеваН. Н. Матвеева. - М. : АСТ, 2012. - 256 c.

36. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С. А. Миронова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 192 c.

37. Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 624 c.

38. Нищева, Н. В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи от 3 до 4 лет / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 48 c.

39. Нищева, Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 48 c.

40. Новиковская, О. А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О. А. Новиковская. - М. : АСТ, 2018. - 30 c.

41. Новиковская, О. А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О. А. Новиковская. - М. : АСТ, 2018. - 480 c.

42. Носенко, И. П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах) : Учебное пособие / И. П. Носенко. - М. : ЦПО, 2009. - 96 c.

43. Нуриева, Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. Развитие речи у аутичных детей : Методические разработки и наглядные материалы / Л. Г. Нуриева. - М. : Теревинф, 2012. - 112 c.

44. Нуриева, Л. Г. Развитие речи у аутичных детей : Методические разработки / Л. Г. Нуриева. - М. : Теревинф, 2015. - 106 c.

45. Нуриева, Л. Г. Развитие речи у аутичных детей : Методические разработки / Л. Г. Нуриева. - М. : Теревинф, 2016. - 106 c.

46. Парфенова, Е. В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности / Е. В. Парфенова. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.

47. Погожих, Г. Н. Все разговорные темы по английскому языку: Три уровня сложности; Русский перевод текстов; Развитие устной речи; Расширение лексикона / Г. Н. Погожих, Н. В. Кравченко. - Рн/ Д: Феникс, 2013. - 384 c.

48. Полякова, М. С. Английский язык. Развитие речи / М. С. Полякова. - М. : Вузовская книга, 2008. - 224 c.

49. Пятница, Т. В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятница. - РнД: Феникс, 2016. - 141 c.

50. Пятница, Т. В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т. В. Пятница. - Рн/ Д: Феникс, 2016. - 179 c.

51. Реуцкая, О. А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О. А. Реуцкая. - Рн/ Д: Феникс, 2013. - 155 c.

52. Рудик, О. С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О. С. Рудик. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 192 c.

53. Рудик, О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О. С. Рудик. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 176 c.

54. Рыжова, Н. В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Рыжова. - СПб. : Речь, 2011. - 160 c.

55. Сиварева, Т. Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т. Л. Сиварева; Художник И. Павлова. - Мн. : Совр. школа, 2010. - 80 c.

56. Слюсарь, К. Н. Логоритмические занятия с элементами ОБЖ для детей 6 лет с общим недоразвитием речи / К. Н. Слюсарь. - М. : Владос, 2015. - 79 c.

57. Смирнова, Л. Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. - М. : АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.

58. Сущевская, С. А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5-8 лет / С. А. Сущевская. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.

59. Тарасова, Н. В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Тарасова. - Рн/ Д: Феникс, 2015. - 592 c.

60. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, 2017. - 240 c.

61. Трясорукова, Т. П. Развитие речи : 3-4 года / Т. П. Трясорукова. - Рн/ Д: Феникс, 2013. - 128 c.

62. Трясорукова, Т. П. Развитие речи : 4-5 лет. / Т. П. Трясорукова. - Рн/ Д: Феникс, 2013. - 315 c.

63. Трясорукова, Т. П. Развитие речи : 2-3 года дп / Т. П. Трясорукова. - Рн/ Д: Феникс, 2019. - 224 c.

64. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС, дополн. / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 192 c.

65. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС, дополн. / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.

66. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.

67. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.

68. Ханина, О. Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О. Г. Ханина. - Рн/ Д: Феникс, 2012. - 48 c.

69. Шадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л. Г. Шадрина, Л. В. Семенова. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.

70. Шишкова, М. И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Пособие для педагога-дефектолога / М. И. Шишкова. - М. : Владос, 2014. - 88 c.

71. Шишкова, С. Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С. Ю. Шишкова. - М. : АСТ, 2019. - 192 c.

72. Шишкова, С. Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С. Ю. Шишкова. - М. : АСТ, 2016. - 320 c.

73. Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Е. А. Янушко. - М. : Теревинф, 2016. - 128 c.

74. Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е. А. Янушко. - М. : Эксмо, 2016. - 424 c.

75. Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1-3 лет / Е. А. Янушко. - М. : Эксмо, 2015. - 192 c.

Публикации по теме:

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Подборка игр и упражнений для психомоторного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста Подборка игр и упражнений для психомоторного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики Упражнение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сборник гимнастик, дидактических игр и упражнений для развития речи детей раннего дошкольного возраста. Часть 1
Опубликовано: 15 декабря 2020 в 13:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сборник гимнастик, дидактических игр и упражнений для развития речи детей раннего дошкольного возраста. Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Анна Небова (УИ 1738559) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД