Елена Мишина
Самопрезентация учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый учитель ежедневно соприкасается с чудом. Это чудо детской мысли, детского творчества, искренности, интуиции, любознательности. А я соприкасаюсь еще с одним чудом – это чудо познания и совершенствования мира незрячими детьми. Вот уже на протяжении 20 лет я имею эту возможность, работая в школе – интернате для детей с нарушением зрения. Каждый незрячий уникален. Один – музыкант, другой – спортсмен, математик, политик. И трепетно, что я как учитель приложила к этому умения и старания.
Видеть в ребенке личность – это значит, видеть в нем «лик», неповторимое творение, требующее бережного отношения.
Публикация «Самопрезентация учителя-дефектолога» размещена в разделах
Я как учитель – дефектолог, стараюсь создать условия для полноценного развития личности детей с ОВЗ, развития индивидуальности ребенка, обеспечения широкой общеобразовательной подготовки. Моя работа заключается в развитии умственных и познавательных способностей ребенка. Правильно организованное обучение ведет за собой развитие – утверждал Лев Семенович Выгодский.
Чем же занимаюсь конкретно я?
Моя работа начинается с диагностики. Она проводится два раза в год – в начале учебного года и в конце для мониторинга продвижения. Параллельно выявляю трудности и проблемы у детей начальных классов, которые возникли в результате учебной деятельности.
Дальше составляю коррекционно – развивающую программу на каждого или группу детей. Потом осуществляю сам коррекционный процесс, посредством групповых и индивидуальных занятий. Параллельно веду динамическое наблюдение за ребятами на уроках. Консультирую педагогов и родителей детей по интересующим вопросам. Вхожу в состав городского методического объединения учителей – дефектологов и логопедов.
Вся эта работа способствует осуществлению педагогической и социальной интеграции детей с нарушениями зрения. Педагогическая интеграция формирует у детей способность к усвоению учебного материала, определяемого учебным планом учреждения.
Социальная интеграция – предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностям в общую систему социальных отношений.
Убеждена, что современный учитель – дефектолог, работающий с детьми с нарушением зрения должен обладать следующими нравственными и эстетическими качествами.
Я стараюсь найти у незрячего ребенка тот «рычаг», который даст толчок внутренним резервам и всем компенсаторным силам. Применяю на практике дифференцированное обучение. Выстраиваю занятия таким образом, чтобы у детей было желание учиться и активно участвовать во всех видах учебной деятельности, чтобы обучение способствовало в наибольшей степени развитию познавательной, творческой и личностной сферы. На коррекционных занятиях активно использую различные технологии, которые позволяют мне повысить эффективность коррекционной работы.
Помочь каждому ребенку, посещающему мои занятия, стать успешным – для меня очень важно. Учитываю его индивидуальные особенности, его темп продвижения, обеспечиваю поддержку его способностей. Понимаю, что в работе с незрячими детьми результаты могут сказаться не сразу. Поэтому терпеливо жду и верю.
Герберт Уэльс в своем рассказе «Страна слепых» уверен, что слепые навеки отделены от зрячих «непроницаемой стеной тьмы». Но эта стена рушится под натиском науки и профессионализма педагогов. Задача педагогов в нашей школе и моя в частности – открыть окно в неведанный мир. Дети с нарушением зрения должны поверить, что я на занятии не отрабатываю «номер», а искренне желаю наделить их всем тем, что поможет им в дальнейшей жизни.
Одна из главных моих задач, как учителя – дефектолога – постараться вникнуть и вжиться во все те проблемы, которые есть у незрячего ребенка.
Я не просто должна знать, как отражается отсутствие зрения на познавательном процессе, особенностях мировосприятия, то есть какие «подводные рифы» могут встретиться мне на пути, но должна понять и пропустить это через себя.
И пока ученые не найдут способов борьбы со слепотой, нужно помочь таким детям стать полноценными членами общества. Нужно дать полноценное образование, помочь в выборе профессии.
Но как этого достичь? Необходимо сотворить себя как личность. Ведь только личность может воспитать личность – Константин Дмитриевич Ушинский.
Для себя нахожу эти силы в сознании величия своего дела, в ежедневном труде над собой, своим сознанием, волей, мыслями. Современный учитель – дефектолог – это тот, кто находится в непрерывном профессиональном движении. Он любящий и любимый, интересующийся и заинтересовывающий, увлеченный и увлекающий.
Он должен уметь мечтать! Уметь дерзать!
Уметь работе себя отдавать!
Уметь учить! Уметь творить!
Уметь детей беззаветно любить!
Введение ФГОС для детей с ОВЗ мотивирует меня стать новым учителем- исследователем, обладающим высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом и потребностью в профессиональном самовоспитании.
Впереди у меня много творческих открытий, педагогических находок, а главное – адаптированные и социализированные мои ученики. Такая у меня профессия - никогда нельзя ставить точку.
Кто стал учителем, поймет:
Какое счастье быть полезным людям!
Учить Его Величество Народ!
Нести Ему дар мудрости науки!