елена липатникова
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях детского сада IV вида
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях детского сада IV вида
Логопедия связана с такими науками как, анатомия, нейропсихология, отраслями специальной педагогики, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и тифлопедагогика.
Тифлопедагогика (от греческого тифлос- слепой и педагогика - наука о воспитании, те. наука о воспитании и обучении лиц с нарушенным зрением. Значит, логопедия должна учитывать особенности детей с нарушением зрения.
Публикация «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях детского сада IV вида» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Работа учителя - логопеда с детьми с нарушение зрения требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. Учитель - логопед в специальном дошкольном учреждении корректирует произносительную сторону речи, развивает познавательную сторону речи и активизирует двигательную сферу ребенка. В системе занятий осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, медсестры - ортоптистки, психолога, воспитателя. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развития чувственности у детей с нарушениями сенсорной сферы.
Практически 80% детей старшего дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. По определению Левиной Р. Е., собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, не достаточно развита мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере. дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не правильно произносят слова, печатают буквы зеркально. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания. которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций.
Недостаточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопления в речи слов без конкретного содержания, что приводит к формальному усвоению знаний и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.
Таким образом у детей часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искаженно понимание смысловой стороны речи. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, понижается работоспособность. Поэтому зрительная патология отрицательно влияет на доречевое и речевое развитие ребенка с нарушением зрения.
Коррекционно – логопедической работе предшествует углубленное обследование детей, логопедом, он устанавливает степень сложности первичных и вторичных отклонений. Первичным дефектом всегда является зрение, вторичным речь.
Основной формой организации логопедического процесса является занятие. Логопедические занятия в детском саду проходят в игровой форме. С учетом ФГОС и общей образовательной программы детского сада. Занятия имеют сюжетно - тематическую организацию и проводятся в специально оборудованном кабинете, где создана предметно - развивающая среда, каждому ребенку обеспечен личностно ориентированный подход.
Задания и упражнения на занятиях учителя – логопеда несут коррекционную направленность. Коррекционно- логопедическая работа проводится на вербальном материале. В процессе предметно - практической деятельности. Помимо речевого анализатора в работу включается слуховой, зрительный и тактильный, что положительным образом влияет на развитие компенсаторных процессов. Ребенок должен активно действовать с предметом, увидеть все признаки предмета, а не пассивно слушать педагога.
Коррекционную направленность логопедических занятий определяют
1. Острота зрения. От этого зависит прямым образом и размер индивидуальных пособий.
0.4 и выше- 2 см.
0.2-0.3, 2-3см
0, 05-0, 1, 3-4 см
0.01-0, 04 4-5 см
Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-25 см) ; использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;
При гиперметропии: игрушки должны быть ярко-желтого, оранжевого цвета, рисунки нужно держать подальше от глаз. Расстояние зависит от остроты зрения и может быть рекомендовано окулистом.
При сходящем косоглазии: нужно следить, что бы во время занятия ребенок не склонялся над столом. Предлагается книги или картинный материал на подставке. Рисовать лучше на мольберте или на стене.
При миопии и катаракте: для восприятия картинок логопед использует темный фон и дается контрастное изображение предметов, а для демонстрации пособий при атрофии зрительного нерва рекомендован светлый фон.
Учитывая это логопед должен иметь в работе двусторонний фланелеграф со светлой и темной стороной. Безусловно, важным для логопеда является знание основных терминов: амблиопия, миопия, гиперметропия, а так же особенностей зрительных нагрузок при предъявлении пособий детям разного возраста с определенной остротой зрения.
- Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и острота зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки с элементами логоритмики.
- Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендации тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания.
- Следует рассаживать детей как ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 шт. одновременно. Размещать объекты следует так. Чтобы они не сливались.
Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:
выбор адекватного фона;
выбор оптимального цвета;
постоянное использование указки для уточнения;
ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;
педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;
непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.
При организации логопедической работы решаются и специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушением речи
- Процесс узнавания у слабовидящих детей цветных, контурных и силуэтных изображений не однозначно. Из всех видов изображений лучше всего дети узнают цветные картинки, так как цвет дает им дополнительную информацию. Значительно сложнее дети ориентируются в контурных и силуэтных изображениях. Чем сложнее форма, тем труднее дети опознают объект.
- На логопедических занятиях происходит развитие зрительно- двигательной координации (предлагаются задания на соединение предметов)
- Для укрепления мышц артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков проводится артикуляционная гимнастика и логопедический массаж, исправления звукопроизношения, создают основу для преодоления нарушения речи.
Необходимо развивать интерес к логопедическим занятиям и заинтересовать ребенка.
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения проводится по следующим направлениям:
Развитие зрительного восприятия;
Развитие мелкой моторики рук;
Формирование умений в ориентировке в пространстве;
Развитие речи.
Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения в подготовительной группе.
Сентябрь – октябрь – ноябрь
1. Активизировать зрительные функции, повышать остроту зрения с помощью различных игр: мозаика, домино, лото, бусы, обводка, т. е. фиксировать взор на мелких предметах. (Близоруким детям нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).
2. Формировать цветоразличение основных цветов и оттенков. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными.
3. Укреплять мышцы глаза, развивать глазодвигательные, прослеживающие функции, расширение поля зрения.
4. Развивать устойчивую зрительную фиксацию (локализацию) : использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
Декабрь – январь - февраль
1. Активизировать и тренировать зрительные функции различения, прослеживания, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации.
2. Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия.
3. Развивать у детей умение составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетное изображение.
4. Закреплять знание основных цветов и оттенков, правильно использовать эталоны цвета при описании предметов.
Март – апрель - май
1. Упражнять в умении зрительно анализировать высоту предметов. Располагать на фланелеграфе изображения по убывающей (возрастающей) величине, упражнять глазомер у детей.
2. Вырабатывать бинокулярное зрение.
3. Развивать стереоскопическое зрение.