Лучший педагог года

Представление инновационного опыта учителя-дефектолога МДОУ (часть 1)

Людмила Семенова
Представление инновационного опыта учителя-дефектолога МДОУ (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Семеновой Людмилы Ивановны,

учителя-дефектолога

муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 91 компенсирующего вида» г. о. Саранск

Тема: «Развитие личности ребенка средствами арт - педагогики».

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Публикация «Представление инновационного опыта учителя-дефектолога МДОУ (часть 1)» размещена в разделах

Актуальность и перспективность исследования. В современных условиях гармоничная личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих адекватно, творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой внутренний потенциал. Таким образом, возникает противоречие между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы обучения и насущной потребностью общества в гармоничной системе развития личности.

Психологические аспекты проблемы формирования личности в основном изучены, педагогические же основы этого процесса представлены недостаточно подробно. Особенно данная проблема касается периода начального становления личности. Современная педагогическая практика пытается решить это противоречие разными путями: реализацией личностно-ориентированной идеи в обучении и воспитании ребенка; прорывами к перспективным образовательным ценностям и др. Четко вырисовывается тенденция к поиску средств развития мыслительных способностей, эмоционально-волевой сферы. В последнее время в качестве одного из средств развития личности наблюдается использование методов арттерапии, что нашло отражении в артпедагогике.

Проблема формирования личности в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. Н. Скаткин, К. Хорни, Д. Б. Эльконин и др.).

Особый вклад в изучение эмоционально-волевой сферы ребенка внесли следующие ученые: Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. Люшер, В. С. Мухина и др.

В работах некоторых психологов раскрыты особенности развития личности с помощью артпедагогики (О. А. Ворожцова, М. В. Кисилева, А. И. Копытина, А. В. Майорова, С. Д. Соколов и др.).

Анализ психологической литературы показал, что исследований, посвященных изучению личности много, однако работ о значении артпедагогики для развития ребенка еще очень мало. Все вышесказанное дает основание считать проблему социально-личностного развития средствами артпедагогики ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью одной из актуальных.

Объект исследования: процесс личностного развития ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Предмет исследования : развитие личности ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами артпедагогики.

Цель исследования: разработать систему педагогической работы по развитию личности ребенка с нарушением интеллекта средствами артпедагогики.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень личностного развития, а именно самооценки, волевых усилий и эмоциональной сферы дошкольников.

3. Разработать систему занятий с использованием приемов артпедагогики, направленных на социально-личностное развитие дошкольников.

4. Проверить эффективность экспериментального обучения.

Гипотеза исследования: недостаточное социально-личностное развитие ребенка с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте, связанное с неадекватной самооценкой, высоким уровнем тревожности и низким уровнем развития волевых усилий, можно исправить благодаря проведению целенаправленной педагогической работы, которая представлена системой занятий, основанных на использовании средств артпедагогики.

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; психологические методики: «Проба Де Греефе», «Лесенка», «Образец и правило» А. Л. Венгера, «Изучения тревожности Р. Тэммла, М. Дорки и В. Амен».

Значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса состоит в разработке системы педагогической работы по социально-личностному развитию дошкольников с инттеллектуальной недостаточностью с использованием средств артпедагогики, которая может применяться в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,

становления опыта.

Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев, - это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

В старшем дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов, направ-ленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний. Изменяется содержание аффектов - расширяется круг эмоций, присущих ребенку.

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Происходят изменения в мотивационной сфере ребенка, которые связывают с началом становления его личности. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость.

Как указывает И. Ю. Кулагина, наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры, еще слабее - собственное обещание ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отноше-ний, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами и некоторые другие.

Добавляются еще новые мотивы общения - деловые и личные. Первые побуждают ребенка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи, а вторые - мотивы, связанные с волнующими ребенка внутренними проблемами (хорошо ли он поступил и т. д.).

Также дошкольный период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. У ребенка дошкольного возраста в содержание представлений о себе входит отражение или своих свойств, качеств, возможностей.

У ребенка в старшем дошкольном возрасте развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. А также в этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. При обмене оценочным воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Особенности развития самосознания в старшем дошкольном возрасте:

- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

- складывается самокритичность, способность мотивировать самооценку;

- появляется личное сознание.

Таким образом, дошкольное детство - это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведший, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально - потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание. Основной частью самосознания является оценка детьми себя, своих поступков, действий с окружающими.

Теоретическая база опыта.

Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927г. немецким психиатром А. Кронфельдом в статье «Психогогика или Психотерапевтическое учение о воспитании». Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать арттерапию. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных знаний не требуется. Арттерапевтические занятия согласно М. В. Кисилевой, можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.

Хотя приоритет теоретического обоснования арттерапии принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобразительного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях.

Термин «арттерапия» (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях.

По М. Либману, арттерапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.

В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арттерапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.

В основе современного определения арттерапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество.

Понятие арттерапия базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит.

• арттерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

• изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. При использовании арттерапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала.

Сейчас арттерапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно «therapia» в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду «социальное врачевание» личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.

Исследования, проведенные под руководством Л. Д. Лебедевой, показали, что арттерапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи.

1. Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.

2. Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе детьми, имеющие некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

3. Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

4. Диагностические. Арттерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.

5. Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Как считает М. В. Кисилева, формы артпедагогики различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. И, тем не менее, можно говорить о двух основных вариантах артпедагогической работы – индивидуальной и групповой артпедагогики.

В настоящее время выделяются следующие основные направления арттерапии, которые используются в образовании: изотерапия, фототерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия.

Изобразительное творчество позволяет детям ощутить и понять самих себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также освободиться от негативных переживаний прошлого.

В процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Следующий метод арпедагогики – сказкотерапия. Это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и на различные вещества, такие как песок, краска или вода. Ребенок выбирает для себя такие игрушки, на которые он может спроецировать свой прежний опыт, затем использует эти объекты, чтобы примерить на них исследуемые роли и взаимоотношения.

Песочная терапия - это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта - композиции из фигурок, построенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения.

Следующий вид - музыкотерапия. Универсальность музыки, по мнению Г. -Г. Декер-Фойгт заключается в том, что она существовала, существует, и будет существовать у всех народов и во всех культурах.

Одним из направлений артпедагогики является фототерапия, основанная на применении фотографии или слайдов для развития и гармонизации личности ребенка. Основное содержание фототерапии, согласно В. И. Михалкович, это создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

В настоящее время арттерапия используется в различных областях, в том числе и в образовательной сфере. Среди наиболее часто применяемых методов можно назвать изотерапию, фототерапию, сказкотерапию, игровую терапию, песочную терапию, музыкальную терапию.

(часть 1)

Публикации по теме:

Эссе учителя-дефектолога «Человек, который посвятил свою жизнь развитию и становлению личности ребенка в первую очередь должен быть творцом, созидателем, наставником.

Годовой отчет учителя-дефектолога Работаю на группе ЗПР учителем-дефектологом. Группа разновозрастная: средний, старший и подготовительный возраст. Количество человек: 13.

Материалы по аттестации на первую квалификационную категорию учителя-дефектолога Создает условия для оказания эффективной коррекционной помощи обучающимся, воспитанникам с ОВЗ Информационно-аналитический отчет В своей.

Методическая разработка учителя-дефектолога Методическая разработка «Инсценирование диалоговых миниатюр как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста со сложной.

Педагогическое эссе учителя-дефектолога «Во имя будущего дорогою добра…» И каждый час, и каждую минуту О чьих-то судьбах вечная забота. Кусочек сердца отдавать кому-то Такая, вот, у нас работа. Родился ребенок.

План работы с родителями учителя-дефектолога № МЕРОПРИЯТИЯ 1. Проведение индивидуальных бесед с родителями для сбора анамнеза. Анкетирование. 2. Проведение индивидуальных бесед и.

Представление инновационного педагогического опыта Инновационный педагогический опыт воспитателя Ледяйкиной Наталии Васильевны на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Рабочая программа учителя-дефектолога по математике и конструированию Рабочая программа учителя-дефектолога по математике и конструированию Пояснительная записка Программа по курсу «Математика и конструирование».

Методическая копилка учителя-дефектолога Терпение и творчество, Упорство и победа – Вот главные этапы. В работе логопеда И я без ложной скромности Признаться не стыжусь, Что я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление инновационного опыта учителя-дефектолога МДОУ (часть 1)
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 19:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление инновационного опыта учителя-дефектолога МДОУ (часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Семенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД