Папки-передвижки

Представление инновационного опыта учителя-дефектолога МДОУ (часть 2)

Людмила Семенова
Представление инновационного опыта учителя-дефектолога МДОУ (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Развитие личности ребенка средствами арт - педагогики».

Продолжение (часть 2)

Технология опыта, система конкретных педагогических действий,

содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Артпедагогика имеет широкие, большие возможности в работе с детьми дошкольного возраста.

Работа в группе с дошкольниками средствами артпедагогики позволяет решать следующие задачи:

• снизить эмоциональную тревожность;

• повысить самооценку;

• развить коммуникативные навыки;

• способствовать развитию самосознания;

• улучшить детско-родительские отношения;

Публикация «Представление инновационного опыта учителя-дефектолога МДОУ (часть 2)» размещена в разделах

• способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Реализация артпедагогики происходит через определенные этапы. Эти этапы следующие:

• введение и «разогрев» (10 - 15 % времени);

• этап изобразительной работы (или любой другой терапевтической (35-50 %);

• этап обсуждения (30 - 40 %).

Этап 1. Введение и «разогрев». Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе, для чего использует специальные карточки-напоминалки.

Последующий «разогрев» представляет собой разные виды физической активности и способы «настройки» на изобразительную работу: общая игра «по теме», мини-беседа.

Этап 2. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия.

Обычно темы делятся на несколько основных групп.

1. Темы, связанные с освоением изобразительного материалов:

• кляксы веселые и грустные;

• добрая и злая клякса;

• пугающие линии;

• гномики-талисманы;

• освободим слона.

2. «Общие» темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы :

• нарисованная сказка;

• мишка в рисунке.

3. Темы, связанные с исследованием системы отношений и образа «Я» :

• мы люди – я человек;

• автопортрет;

• мое имя;

• я и моя семья.

4. Темы для парных работ:

• вместе веселее;

• наша бабочка;

• рукавички.

5. Темы, предполагающие совместную изобразительную деятельность участников группы :

• удивительное путешествие;

• семья динозавров;

• открытки на память.

Раскрытие и разработка темы с помощью изобразительных средств происходит, как правило, молча. Как указывает С. Левин, преждевременные оценки работ друг друга нежелательны, поскольку они могут смутить автора и вывести его из состояния погружения в творческий процесс и помешать искреннему выражению чувств.

Этап 3. Обсуждение обычно происходит в «чистой» зоне рабочего кабинета. Оно представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Дети могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами.

При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок.

На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.

После занятия дети обязательно представляют свои произведения родителям.

Следующий вид работы с детьми старшего дошкольного возраста – сказкотерапия.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие факторы эффективности сказкотерапии для психокоррекции и развития личности ребенка:

1. Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;

2. Отсутствие четких персонификаций;

3. Образность и метафоричность языка;

4. Психологическая защищенность;

5. Наличие тайны и волшебства

Рассмотрим более подробно каждый из этих факторов.

Отсутствие дидактики выражается в том, что самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

Отсутствие четких персонификаций проявляется в том, что главный герой в сказке - собирательный образ. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия жизненного выбора человека.

Метафоричность языка характеризуется тем, что каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину Мира и, в зависимости от этого, будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

Психологическая защищенность проявляется следующим образом: признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Сказки делятся на традиционные (народные) и авторские.

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3 - 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5-6 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5 - 6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Сказка представляет собой богатый материал, который может быть использован, с точки зрения М. В. Кисилевой, в нескольких аспектах.

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личной жизни ребенка. Затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях «хорошо-плохо».

4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивам сказки.

Для индивидуальной или групповой работы детям может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух.

Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям :

1. Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);

2. Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

3. Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда это взялось, почему это происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то).

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

Выделяются основные приемы работы со сказкой:

1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов: Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка? Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился? Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки? Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка? Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои, что это была бы за сказка? Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет. Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

2. Рассказывание сказок. Прием помогает развивать воображение, творческую деятельность, память, речь.

3. Переписывание сказок.

4. Постановка сказок с помощью кукол. Этот прием развивает эмоциональную сферу ребенка, делает его более свободным в выражениях чувств, эмоций и поступков.

5. Сочинение сказок. Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения.

Следующий вид, который используется в работе с детьми - это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры.

Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

К основным правилам гуманистической игровой терапии относят:

1. Педагог развивает теплые, дружеские отношения с ребенком. Контакт с ребенком следует устанавливать как можно быстрее;

2. Педагог полностью принимает ребенка таким, какой он есть;

3. Педагог создает условия дозволенности в отношениях, так, чтобы ребенок ощущал себя свободным в полном выражении своих чувств;

4. Педагог готов осознавать чувства, выражаемые ребенком и отражать их так, чтобы ребенок достигал инсайта, понимал свое поведение;

5. Педагог сохраняет глубокое уважение к способности ребенка решать свои собственные проблемы, если ему предоставляется такая возможность. Ответственность за выбор и за проведение изменений лежит на ребенке;

6. Педагог никоим образом не пытается направлять действия ребенка или его речь. Ребенок - ведущий, педагог следует за ним;

7. Педагог не пытается ускорить ход лечения. Это постепенный процесс, и терапевт должен осознавать это;

8. Педагог устанавливает только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов терапии в реальной жизни, и для того, чтобы ребенок осознал меру своей ответственности в их отношениях.

Педагог создает среду, позволяющую ребенку играть и удовлетворять свои биологические, личностные и межличностные потребности такими способами, которые не требуют отказа от собственной личности.

Следующий вид искусства, который может быть использован в образовательных учреждениях при работе с детьми – это песочная терапия.

В качестве материалов используются песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагается создавать композиции на специальном подносе. После завершения работы с песком ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем педагогу.

При этом отмечаются важные моменты процесса (особенности поведения ребенка, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и т. д., фиксируется композиция на фото или слайд-пленку, подробно записывается рассказ ребенка.

В процессе работы с песком происходит изменение отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе; укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром

К одним из широко используемых видов работы с детьми относят музыкальное искусство. Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний де-тей и взрослых.

Использование музыки на сеансах игровой терапии и музыкальная терапия сама по себе реализует ряд целей:

1. Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;

2. Помогает установить контакт между психологом и ребенком;

3. Помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;

4. Повышает самооценку на основе самоактуализации;

5. Способствует отреагированию чувств;

6. Помогает пережить катарсис;

7. Развивает эмпатические способности;

8. Помогает укрепить отношения со взрослыми, способствует установлению и развитию межличностных отношений;

9. Формирует ценные практические навыки игры на музыкальных инструментах;

10. Помогает занять ребенка увлекательным делом - музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах;

11. Непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки; увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей, замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция.

Можно выделить следующие формы использования музыкотерапии:

1) на занятии в качестве фона;

2) при засыпании;

3) для выплеска энергии.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Ведь гораздо проще было бы оказаться в особом пространстве, где звучит тихая, мелодичная музыка, настраивающая на то, чтобы почувствовать нежность, удивление и восхищение Миром живой природы, а на большом экране крупным планом - застывшее чудо. Это может быть и цветок ромашки, где виден каждый стебелек, каждая капелька росы на листках, желтая сердцевина, словно яркое солнце, и зелено-голубая стрекоза с прозрачными, будто из слюды, крылышками, у которой, оказывается, есть маленькие крапинки вокруг огромных выпуклых фасетчатых глаз, и различим каждый ее усик.

Занятия можно проводить с детьми, имеющие разнообразные психологические проблемы, такие как невротические состояния, страхи, нарушения сна, замкнутость, тревожность, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение.

Таким образом, в артпедагогике используют приемы музыкотерапии, сказкотерапии, игротераии, фототерапии, песочной терапии, и т. д. В процессе использования приемов артпедагогики у детей актуализируются сильные стороны личности ребенка, расширяются поля сознания и поведения ребенка, он учиться находить нестандартные оптимальные выходы из различных ситуаций и т. д. Использование арт - терапевтических технологий позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.

Анализ результативности.

Результаты констатирующего эксперимента показывают, что у дошкольников с нарушением интеллекта наблюдается завышенная или заниженная самооценка, на низком уровне развития находятся волевые усилия детей, отмечается высокий уровень тревожности. С целью преодоления недостатков личностной сферы был организован формирующий эксперимент. Обучение проводилось один раз в неделю на специальных занятиях по артпедгогике, которые проводились во второй половине дня в свободное от занятий время. Задания были направлены не только на личностное развитие, но и развитие психических процессов. Это, в свою очередь, способствовало более эффективному развитию эмоционально-волевой сферы, формированию адекватной самооценки, развитию навыков общения между дошкольниками, воспитанию таких качеств, как любознательность, активность, дисциплинированность и т. д. Разработанные нами занятия включали такие приемы артпедагогики, как использование музыкальных средств, элементов изобразительной деятельности, танца, техники монотипии, работа со сказкой.

По окончании формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование с целью выявления особенностей личностного развития дошкольников. Проведенное нами обучение можно считать эффективным. Применение предложенного варианта проведений занятий с использование разных приемов артпедагогики способствовали решению образовательных, развивающих и воспитательных задач. Нами было выявлено, что у 46,9 % детей после проведения серии развивающих занятий сформировалась адекватная самооценка, достаточно развиты волевые усилия. Также отмечается, что у старших дошкольников средний уровень тревожности.

Выводы:

1. С целью изучения личности дошкольника нами был проведен диагностический, формирующий и контрольный эксперимент. Результаты констатирующего эксперимента показали, многие дошкольники находятся на низком уровне развития личностной сферы.

2. С целью развития личностной сферы детей были разработаны занятия с использованием таких приемов артпедагогики, как музыкотерапия, изобразительная деятельности, танец, сказкотерапия.

3. Результаты контрольного эксперимента показали, что на более высоком уровне развития личностной сферы находятся большая часть детей. Тогда как на среднем уровне развития личностной сферы нами выявлено менее половины дошкольников, что выше по сравнению с показателем до формирующего эксперимента. Значительно уменьшилось количество детей, находящихся на низком уровне личностного развития.

Таким образом, данные, полученные при анализе результатов экспериментального исследования, подтвердили нашу гипотезу о том, что предложенная нами экспериментальная развивающая программа с использованием приемов артпедагогики эффективна для личностного развития дошкольников.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Дошкольное детство – это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально - потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание. Основной частью самосознания является оценка детьми себя, своих поступков, действий с окружающими.

Педагог имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого ему необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда личность ребенка проявится во всех направлениях деятельности.

С целью развития личности детей педагогу необходимо:

• создавать как на занятии, так и в свободной деятельности атмосферу доброжелательности;

• использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к деятельности;

• направлять познавательный процесс на достижение конечного результата;

• осуществлять индивидуализацию и дифференциацию коррекционно-развивающего процесса;

• избегать перегрузки дошкольников;

• принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

• создавать условия для развития личности детей с нарушением интеллекта, усвоения ими способов решения своих проблем.

А трудность опыта в том и состоит, что педагог должен учитывать все условия непременно, и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Проведённая работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

1. Под арттерапией понимают использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения. Методика понятия базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Таким образом, с помощью искусства их можно корригировать.

2. Дошкольное детство – это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание. Основной частью самосознания является оценка детьми себя, своих поступков, действий с окружающими.

3. Наиболее часто в работе с детьми дошкольного возраста используют следующие приемы артпедагогики: изобразительная деятельность, сказки, работа с песком, применение музыкальных средств, лепки и т. д.

Опыт работы по данному направлению перенимается педагогами МДОУ «Детский сад №91 компенсирующего вида». Своим педагогическим опытом работы охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне ДОУ, города, участвую в работе семинаров и секций муниципального уровня, провожу открытые занятия, мастер -классы, посещаю открытые мероприятия коллег. Разработки и презентации занятий выкладываю в сети Интернет.

Публикации по теме:

Эссе учителя-дефектолога «Человек, который посвятил свою жизнь развитию и становлению личности ребенка в первую очередь должен быть творцом, созидателем, наставником.

Годовой отчет учителя-дефектолога Работаю на группе ЗПР учителем-дефектологом. Группа разновозрастная: средний, старший и подготовительный возраст. Количество человек: 13.

Материалы по аттестации на первую квалификационную категорию учителя-дефектолога Создает условия для оказания эффективной коррекционной помощи обучающимся, воспитанникам с ОВЗ Информационно-аналитический отчет В своей.

Методическая разработка учителя-дефектолога Методическая разработка «Инсценирование диалоговых миниатюр как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста со сложной.

Педагогическое эссе учителя-дефектолога «Во имя будущего дорогою добра…» И каждый час, и каждую минуту О чьих-то судьбах вечная забота. Кусочек сердца отдавать кому-то Такая, вот, у нас работа. Родился ребенок.

План работы с родителями учителя-дефектолога № МЕРОПРИЯТИЯ 1. Проведение индивидуальных бесед с родителями для сбора анамнеза. Анкетирование. 2. Проведение индивидуальных бесед и.

Представление инновационного педагогического опыта Инновационный педагогический опыт воспитателя Ледяйкиной Наталии Васильевны на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Рабочая программа учителя-дефектолога по математике и конструированию Рабочая программа учителя-дефектолога по математике и конструированию Пояснительная записка Программа по курсу «Математика и конструирование».

Методическая копилка учителя-дефектолога Терпение и творчество, Упорство и победа – Вот главные этапы. В работе логопеда И я без ложной скромности Признаться не стыжусь, Что я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представление инновационного опыта учителя-дефектолога МДОУ (часть 2)
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 19:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представление инновационного опыта учителя-дефектолога МДОУ (часть 2)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Семенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД