Наталья Операй
Методическая копилка учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Терпение и творчество,
Упорство и победа –
Вот главные этапы. В работе логопеда
И я без ложной скромности
Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
Действительно горжусь.
Педагог – это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия педагога, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе и самоотдачи.
Публикация «Методическая копилка учителя-дефектолога» размещена в разделах
Моя творческая педагогическая деятельность началась в 1999 году. Много лет я работала воспитателем дошкольного учреждения, а после получения высшего дефектологического образования я занимаю должность учителя-дефектолога. В рамках своей должности я осуществляю диагностическую, коррекционную, консультативную деятельность со всеми детьми, находящимися в центре. В коррекционной работе я использую разнообразные методы и приёмы. А приоритетным видом деятельности я считаю игровую деятельность. Ведь игра многогранна. Игровая деятельность включает в себя занятие, отдых, развлечение, соревнование, обучение, упражнение, тренинг.
Я осуществляют коррекционную работу со всеми детьми, находящимися в центре: проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с несовершеннолетними, консультирование педагогов, детей и их родителей.
Но прежде чем начать коррекционные занятия необходимо провести обследование уровня речевого развития. Этим я и занимаюсь в приемном отделении.
Главной задачей работы в приёмном отделении является диагностика, т. е. определение уровня речевого развития у детей и подростков. Это начальный этап социально-дефектологической реабилитации ребенка.
Я хочу представить вашему вниманию методы и приёмы, которые применяются при обследовании.
Диагностика начинается с беседы. Заранее я выбирают тему с учетом возрастных особенностей ребенка и подбираю необходимые пособия. Во время беседы я стараюсь установить контакт с обследуемым, а также выявляю, как понимает ребенок мою речь, пользуется ли он фразами, правильно ли произносит звуки. В течение беседы я использую игры и упражнения на снятие речевого негативизма, релаксационные упражнения.
«Цветы и солнышко»
Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение, под палящим солнцем цветы увяли (расслабление).
Аналогично проводятся и другие упражнения: «Силачи», «Сильные и слабые», «Лошадки». Детям очень нравится, когда я провожу пластические этюды с использованием стихов.
Пластический этюд
Например, я предлагаю показать детям смелого, юркого, шустрого, трусливого воробья, при этом я читаю стихотворение, а ребёнок показывает движения в соответствии с текстом.
-Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь.
-Я давно заметил крошки.
Да боюсь сердитой кошки.
Также я включаю задания и игры на формирование пространственного восприятия: «Что видишь справа, а что у тебя слева», «Стань лицом к окну, повернись так, чтобы зеркало было справа от тебя».
Разнообразие используемых заданий способствует коррекции и развитию психофизических функций, ориентировке в пространстве, координации движений, формированию умений выражать свои эмоции и чувства.
Задания на развитие слухового восприятия также могут быть включены в беседу, так как они не занимают много времени, но очень значимы для коррекционной работы.
Основными задачами по развитию слухового восприятия будет являться:
-научить детей вслушиваться в различные звучания;
- развивать умение сосредотачивать внимание на звуке;
-различать силу звука;
-научить вслушиваться в речь говорящего.
В решении этих задач помогают следующие игровые упражнения: «Что ты слышишь?», «Эхо», «Узнай предмет по звуку», «Постучи так, как я», «Слушай внимательно».
Установление контакта и сама беседа помогают мне получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка и некоторых особенностях его личности.
Проводя обследование развития мелкой моторики пальцев рук, я использую стихотворные тексты, пальчиковые гимнастики, разнообразные игры, в которые с интересом играют младшие и старшие дети: застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнурование на специальных рамках, нанизывание колец на тесьму, мозаики, конструкторы, перебирание круп, зёрен, штриховка в разных направлениях, обводка контуров, доведение линий до конца, раскрашивание, прописи. Все эти задания способствуют совершенствованию движений пальцев рук, развитию речи у детей в целом. Кроме того, в процессе игр на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Конечно же, при обследовании не обойтись от общепринятых в логопедии следующих пунктов:
- строение органов артикуляционного аппарата;
- звукопроизношение;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- письмо и чтение (для несовершеннолетнего школьного возраста).
На этих пунктах обследования мы не будем подробно останавливаться, так как его проводят только специалист с дефектологическим образованием.
В заключении хотелось бы отметить, что обследование речи я провожу в различных видах деятельности ребенка - игре, учебе. А также я наблюдаю за поведением ребенка в процессе общения с окружающими.
В связи с этим удается выявить особенности личности ребенка и его поведения (активный или пассивный, собранный, организованный, послушный или неорганизованный, избалованный, устойчив в игре, в работе или легко отвлекается, смелый, легко входит в контакт или боязлив, застенчив, осознает свои речевые затруднения, стесняется их или относится к ним безразлично).
В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.
Для проведения обследования необходимо иметь хотя бы некоторый минимум пособий; несколько наиболее любимых детьми игрушек; сюжетные картинки ; предметные картинки, подобранные по наличию в их названиях проверяемых звуков; кассу с буквами; книги для чтения; иллюстрированные сказки; несколько игр типа лото, домино.
В своей работе я использую "Альбом для логопеда"О. Б. Иншакова и альбом "Говорим правильно" В. С. Володина.
На основе данных, полученных в результате обследования, я заполняю речевую карту, составляю индивидуальный план коррекционной работы, индивидуальную программу реабилитации. И только потом приступаю к проведению коррекционных занятий.
Трудности моей работы состоят в том, что период пребывания несовершеннолетних в центре непродолжительный, нестабильный. Но, не смотря на это, регулярность коррекционных занятий даёт положительный результат моих усилий. У воспитанников отмечается положительная динамика коррекционного процесса, а именно:
- обогащение активного и пассивного словаря;
-развитие мелкой моторики рук, графомоторных навыков;
-улучшение звукопроизношения;
-наблюдается положительная динамика усвоения запаса знаний об окружающей действительности.
За время работы в центре мне вспоминаются яркие примеры того, как после посещений коррекционных занятий у детей. улучшается речевое развитие: были поставлены, автоматизированы и введены в речь звуки; значительно пополнился и расширился словарный запас; развилось фонематическое восприятие, грамматический строй речи, связная речь. Дети выучивают цветовой спектр, геометрические фигуры, времена года, дни недели. Также повышается работоспособность и усидчивость, память, внимание, логическое мышление.
Но на ряду с положительными моментами в моей практике встречаются и дети с грубыми речевыми нарушениями. У таких детей нарушены все компоненты речевой системы. Они зачастую не владеют речью даже на уровне лепетных слов. Но не смотря на сложности речевых расстройств даже с такими детьми, наблюдается положительная динамика, пусть и незначительная. Самое главное – нужно любить детей, свою профессию. И тогда положительный результат не заставит себя долго ждать.
Работу педагога легкой не назовёшь, но, когда у педагога гарантированно есть достойная зарплата, социальные льготы, общественное уважение и поддержка, желание заниматься и вкладывать все свои силы в работу многократно возрастает. И чтобы сейчас ни говорили о модернизации, без квалифицированных кадров она не будет иметь результатов. Мультимедийное оборудование, компьютерные курсы, новейшие программы – это, безусловно, необходимо. Но без людей, отдающих свои знания и свое сердце детям, без педагогов с большой буквы все это может оставаться лишь формальными и дорогостоящими нововведениями.
Я надеюсь, что перечисленные мною методы и приёмы, игры и упражнения были интересными и понятными, а также заинтересовали вас. Я буду очень рада, если предложенный мною материал вы будете использовать в своей работе.
Благодарю за внимание!