Бауэр Наталья Александровна
Рабочая программа учителя-дефектолога по математике и конструированию
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа учителя-дефектолога по математике и конструированию
Пояснительная записка
Программа по курсу «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания, учащихся уже в начальной школе. Объединяет в единый учебный предмет два разноплановых по способу овладения ими учебных предмета: математику и трудовое обучение. Такое объединение помогает повысить качество обучения и развития учащихся, так как создаёт условия для осуществления органического единства мыслительной и конструктивно-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и взаимодействия: математические значения и мыслительная деятельность учащихся (умение проводить сравнение, анализ и т. д.) служат базой для овладения курсом, специальным образом организованная на её основе конструктивно-практическая деятельность детей даёт возможность формировать элементы конструктивного мышления, отрабатывать трудовые и конструкторские навыки, проводить анализ предстоящей работы, а всё, вместе взятое, позволяет развивать пространственное и логическое мышление учащихся, анализировать математические знания за счёт их целенаправленного использования в новых для детей условиях.
Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога по математике и конструированию» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Данная программа составлена, с опорой на учебное издание под редакцией Волковой Светланы Ивановны, Пчёлкиной Ольги Львовны.
Цель курса: обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся (научить счёту, сформировать умения выполнять арифметические действия, решать текстовые задачи и т. д., развивать трудовые умения и навыки, чтобы познакомить с основами конструкторско-практической деятельности и сформировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности, технических умений и навыков учащихся.
Задачи курса:
• развитие познавательных процессов, общеучебных умений и навыков;
• совершенствование интеллектуального развития учащихся, ведение работы над формированием качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;
• развитие пространственного воображения, аккуратности, внимания, умения анализировать, синтезировать и комбинировать.
В основе программы лежат принципы :
• Актуальности;
• Научности;
• Доступности;
• Наглядности обучения;
• Систематичности и последовательности;
• Связи теории с практикой;
• Эмоциональности;
• Самоконтроля.
Виды обучения:
• объяснительно-иллюстративное;
• проблемное;
• программированное.
Формы обучения:
• организационная (школьная, подгрупповая, индивидуальная формы);
• поурочная.
Объё м в часах: 33 ч.
Сроки реализации программы : программа предназначена для детей младшего школьного возраста 7-8 лет, рассчитана на один учебный год, продолжительность занятия 40-45 мин.
Личностные результаты:
— Положительное отношение и интерес к изучению математики.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими
— Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы, записи и выполнения алгоритмов
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание учебного курса 1 класса включает в себя знакомство с геометрическими фигурами, точкой, линией (прямая, кривая, отрезком, лучом, ломаной, углом, многоугольником в том числе прямоугольником (квадратом); обозначение геометрических фигур буквами, построение прямоугольника (квадрата) на клеточной бумаге, составление сложных геометрических узоров и изображений; упражнения по складыванию фигурок из бумаги «Оригами»
- преемственность курса математики, особенно с арифметической линией, содержание которой обеспечивает числовую грамотность учащихся, умения решать текстовые задачи, изучение величин и т. д. ;
- геометрическое содержание реализуется в виде практической геометрии о обеспечивающего расширение геометрических представлений, знаний и умений учащихся, развитие их пространственного воображения и логического мышления; блок практической геометрии включает в себя знакомство с основными и плоскостными геометрическими фигурами, их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения, что создаёт основу, на базе которой у учащихся формируются элементы конструкторского мышления;
- расширение содержание курса за счёт привлечения дополнительного материала связанного с идеей интеграции двух учебных предметов, и материала который обеспечивает представления и знания о точности вычислений, измерений и построений.
Планируемые результаты:
В ходе работы у детей развивается пространственное воображение, формируются графические умения и навыки, элементы конструкторского мышления. Кроме того, этот курс создаёт условия для развития логического мышления учащихся. Работать быстро, аккуратно.
Формы контроля/ мониторинга: индивидуальная, подгрупповая, самоконтроль.
Средства контроля/ мониторинга: опрос, проведение письменных работ.
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса:
1. С. И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» : 1-4 кл. : Пособие для учителя/ С. И. Волкова. М. : Просвещение, 2004.
2. Математика и конструирование. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. — М. : Просвещение, 2009.
3. А. Л. Чекин Математика : 1 класс: Учебник: В 2 ч. — М. : Академкнига/Учебник, 2009.
компьютер