Елена Козлова
Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.
Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей работу всех педагогов.
Публикация «Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сложность психологической структуры задержки психического развития в дошкольном возрасте обусловливает широту спектра коррекционной работы с детьми. Успешность усвоения программы зависит от того, насколько эффективным окажется коррекционно-развивающее воздействие. Прежде всего, следует сформировать психологические механизмы для усвоения знаний, психологический базис для развития мышления и речи, создать условия для формирования возрастных новообразования в психике. На каждом этапе работы с ребенком важно видеть перспективу развития каждого воспитанника, выстроить психолого-педагогический прогноз.
Эффективность системы коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в детском саду. Следует помнить о значительной нервно-психической нагрузке, которую желательно равномерно распределять в течение дня. Необходима преемственность в работе всех педагогов, работающих с детьми, особенно учителя-дефектолога и учителя-логопеда.
Учитель-дефектолог определяет уровень психического развития ребенка, что является основой для разработки коррекционных программ и отбора содержания обучения. Всестороннее изучение речевой деятельности, дополняющее общую картину развития воспитанника, осуществляется учителем-логопедом. Необходимым условием является совместное обсуждение и планирование работы. Важно чтобы каждый педагог на своем занятии решал единые коррекционно-образовательные задачи.
Документом, отражающим взаимодействие педагогов в нашем Учреждении, является тетрадь индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий. В ней отражается актуальная на определенный момент времени дозировка и содержание заданий учителя-логопеда и учителя-дефектолога как индивидуальных для каждого ребенка, так и всей группы в целом. Кроме этого воспитатель группы закрепляет результаты, достигнутые на занятиях специалистов и конкретизирует направления своей воспитательной работы.
Педагогический состав руководствуется методическими указаниями своих коллег по смежным специальностям.
Взаимодействие между учителем-логопедом и учителем-дефектологом также осуществляется и в таких формах как открытые занятия, консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности, комплексные занятия. В период подготовки данных мероприятий учитель-логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую, оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Таким образом, системно решаются единые задачи по развитию познавательных процессов, развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, обогащению коммуникативного опыта и в целом коррекции недостатков развития у дошкольников с задержкой психического развития.