Олеся Жульженко
Методическая разработка учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Инсценирование диалоговых миниатюр как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста со сложной структурой дефекта»
Автор:
учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад №347» г. о. Самара
Жульженко Олеся Николаевна
Проблема развития связной речи является одной из актуальных в коррекционной педагогике, поскольку речь, являясь средством общения и мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Публикация «Методическая разработка учителя-дефектолога» размещена в разделах
Чтобы сформировать связную речь ребенка с моторной алалией и ЗПР, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др. Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в различных диалогических текстах. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка с моторной алалией перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться, отвечать на вопросы, строя распространённые предложения.
Цель работы – обогащение речевого опыта детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией и ЗПР в области построения связных высказываний через различные формы инициативных и ответных диалогических реплик.
В качестве основного средства формирования диалогической речи старших дошкольников была выбрана подгрупповая форма игры- занятия.
Предлагаемый конспект непосредственно образовательной деятельности «Играем в театр» направлен на формирование умения вести диалог со сверстниками на материале диалогических миниатюр фольклорного и стихотворного характера. Единой связующей линией является «спасение» театральных постановок для театров города Самары, которая отражает актуальность приобщения дошкольников к малой Родине в рамках цикла мероприятий, посвящённых 165-летию Самарской губернии. Это способствовало поддержанию познавательного интереса на протяжении всей НОД. В целях повышения эффективности образовательного взаимодействия была организована соответствующее предметно-развивающее пространство, отражающее тему образовательного взаимодействия, время года, а также насыщенное атрибутами к театрализованным этюдам. Содержание коррекционно-развивающей НОД направлено на активизацию максимального количества видов детской деятельности: игровая деятельность, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие фольклора и других литературных произведений, трудовая деятельность, что способствует формированию гармоничной личности дошкольника.
Результативность методической разработки выражается в умении детей вступать в диалог в самостоятельной деятельности, умении строить развёрнутое высказывание.
Дата проведения мероприятия – 20.02.2016
Место проведения мероприятия - МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №347» г. о. Самара