МААМ-картинки

Самообразование «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мария Осокина
Самообразование «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Формировать у детей разные способы познания. Развивать наблюдательность, умение экспериментировать, делать выводы.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

Публикация «Самообразование „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

2. Создавать условия для исследовательской активности детей.

3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Актуальность:

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Предполагаемый результат:

Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской деятельности

- Накоплен методический и дидактический материал по проектно- исследовательской деятельности

- Создан мини- музей природы

Этапы самообразования :

1. Подбор и изучение методической литературы

2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4. Представление опыта работы по теме.

1. Изучение методической литературы

• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

• Изучение учебной и научно-методической литературы;

• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

• Изучение новых программ и педагогических технологий;

• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

• Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

название автор источник

(сайт; издательство,

год издания)

Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г

Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

ИвановаА. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера,2009. — 56 с., 2009

2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

участие в методической работе детского сада

дата тема форма участия

«Удивительный магнит» Мастер- класс

«Что можно и чего нельзя» Консультации в каждую группу

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

беседа «Можно ли воздух поймать?»

«Исследователь» Мини лаборатория –оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

«Огород на подоконнике» Проект

«Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода

«опыты и эксперименты» Оформление картотеки

«Эти удивительные камни» Выставка работ

«Почему растаяла снежинка»

ООД

«Свойства воды» Изготовление алгоритма

Игры развивающие фантазию Оформление папки передвижки

опыт Плавающие,тонущие предметы

Предметы из металла Чудесный мешочек

опыт Как снег становится водой

Путешествие в мир стеклянных вещей беседа

Поймаем солнечного зайчика. Подвижная игра

ОПЫТЫ ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ СМ. ПРИЛ 1. В ТЕЧЕНИИ ГОДА

4. Представление опыта работы по теме.

:

• Выступление на педсовете

• Консультация

Семинар-практикум

• Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми

• Выставки детского творчества

«Воздух вокруг нас» ООД открытое

Отчет о проделанной работе презентация

Стенгазета «Мы познаем мир» Выставка совместного творчества

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Живая природа

№ Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование

1. Растения Запасливые стебли. Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой.

2. Растения Бережливые растения. Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне. Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус.

3. Молоко Растущие малютки. Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Емкости с крышкой, молоко.

4. Хлеб Заплесневелый хлеб. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков, нужны определенные условия. Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Неживая природа

№ Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование

1. Вода Замерзание жидкостей. Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

2. Вода Вода двигает камни. Узнать, как замерзшая вода двигает камни. Соломинки для коктейля, пластилин.

3. Вода Фильтрование воды. Познакомиться с процессом очистки воды разными способами. Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

4.

5. Воздух

Соль Воздух вокруг нас

Волшебная соль Выявить свойства воздуха

Выявить свойства соли Полиэтиленовые мешочки, трубочки, резиновые игрушки, аквариум с водой, камни.

Лупа, пипетки, соль, лед, вода.

№ Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование

1. Свет Свойства света Выявить свойства света Разные источники света, белый экран, теневой театр

Человек

№ Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование

1. Органы чувств Как органы человека помогают друг другу? Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга. Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы.

2. Руки Зачем человеку руки? Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования. Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой.

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников»Фотоотчет «Рисование иллюстраций к литературным произведениям как средство развития творческой активности дошкольников» Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Воспитательная функция.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 12 августа 2021 в 13:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Осокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД