Аноним
Самообразование «Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение: «Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности».
Актуальность темы:
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
Публикация «Самообразование „Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости в подготовительной группе больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Дата начала работы над темой: 01. 09. 2018 г.
Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы
по средствам дидактических игр».
Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
2. Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.
3. Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
5. Подготовить консультации для родителей по данной теме.
6. Изготовить папки – передвижки.
7. Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.
8. Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).
9. Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.
• Словесные
• Наглядные
• Практические
• Игровые
Принципы работы:
Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи
Заповеди:
Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем.
Приобретайте знания систематически, не стыдясь, обращайтесь за советом к товарищам.
Умеешь сам – научи других.
Любите детей, ежедневно вносите в их жизнь что-то новое, интересное.
Оставляйте в порядке своё рабочее место: уголки, документацию.
Уважайте труд своих сотрудниц, поддерживайте их авторитет перед детьми, коллегами, родителями.
После рабочего дня подготовьтесь к следующему рабочему дню.
Никогда не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня.
Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении.
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования : индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• изучение литературы по теме
• посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;
• посещение педсоветов, семинаров, конференций;
• самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
• Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом объединении.
Методологический раздел:
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.
Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Обучающие задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры :
• обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
• помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
• позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
• улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений;
• помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
• некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
• стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме;
• развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
• способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.