Юлия Куц
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по средствам мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
по средствам мнемотаблиц.
Всем хорошо известно, что никто не хочет учиться плохо, другое дело не у всех, получается, учиться хорошо. Многое зависит от того, как развита наша память. Современному человеку доступен большой объём информации, который необходимо обработать и впоследствии реализовать. Одним из способов совершенствования памяти является мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по средствам мнемотаблиц» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Некоторые люди могут подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она несколько тысячелетий и окружает нас повсюду. Считается, что это слово придумал Пифагор (6 век до н. э.). Первые известные тексты по мнемотехнике создавали древние греки. На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью :А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С (слово) Т (твердо) – произноси слово твердо.
Из этого следует, что издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает, улучшает запоминание информации. И в современном мире она встречается довольно часто: маркировка мебели в детском саду, дорожные знаки являются мнемоническими символами, когда определённое правило связывается с каким-то знаком. (Предлагаю назвать примеры)
А кто из нас не рисовал на руке крестик, который был должен напомнить нам о том, что мы должны что-то сделать? Таких "народных" мнемоических приёмов существует довольно много, и мы знаем и используем часть из них. Однако, помимо "народных" приёмов в мнемонике существуют специально разработанные техники, которые позволяют запоминать гораздо более сложную информацию.
К основным элементам мнемотехники относятся : ассоциации, размещение, воображение.
Ассоциации. В словаре С. И. Ожегова понятие ассоциация объясняется, как связь, которая возникает между ощущением, представлением, восприятием и т. д. Ассоциации позволяют нам, например, при слове «кошка» представлять себе образ животного с длинными усами, хвостом, мягкой походкой и т. д. Если продолжать думать об этом зверьке, то, возможно вспомнить, где в последний раз его видели, собственное отношение к кошке и т. д. В мнемотехнике ассоциации являются основным ключом превращения какой-либо информации в образ.
Размещение. Если попросить человека вспомнить о том, что он делал вчера или неделю назад, то проанализировав ход своих мыслей, он будет мысленно возвращаться в то место, где совершались действия. В данном случае, можно говорить о том, что память о минувших событиях привязана к месту, где они происходили.
Воображение. В своём воображении, утверждал учёный А. Эйнштейн, мы свободны «рисовать как художник. Воображение важнее знания. Воображение охватывает весь мир».
Основные приёмы мнемотехники, которые мы используем в своей работе:
1. Запоминание цепочки слов.
2. Запоминания текстов и стихов.
Мнемотаблица.
Запоминание текста при помощи схематических изображений — это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений. Этот приём эффективно применять в качестве дополнительного средства при запоминании текстов (в том числе стихотворных).
В нашем детском саду есть группа компенсирующей направленности, которую посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Из опыта работы с такими детьми, были выявлены следующие речевые проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, несформированность всех психических процессов: памяти, внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому основной задачей по развитию речи является : научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающего мира.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
При обучении детей с ОВЗ, вполне обоснованно использование творческих методик, эффективность которых очевидна. Используя приёмы мнемотехники, можно тренировать память, облегчить процесс запоминания, и экономить время.
Первым этапом работы с детьми было рассматривание мнемоквадратов - это понятные изображения, которые обозначают одно слово. Выкладывая их перед детьми, мы вместе с ними начинаем придумывать, что же зашифровано в этих рисунках.
На втором этапе - задание усложняется, демонстрируя мнемодорожки – это уже последовательность из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. За основу мнемодорожек используются знакомые мнемоквадраты. Дети, видя знакомую им картинку, быстро оживляются и легко включаются в составление несложных рассказов.
Третий этап - самая сложная структура – это мнемотаблицы, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Сначала предложив детям вспомнить знакомую сказку, не показывая мнемотаблицы, дети долго припоминали сюжет, действующих лиц, часто перебивали друг друга, некоторые не принимали ни какого участия и оставались в стороне. После чего показав мнемотаблицу по этой же сказке, ребята оживлялись видя простые картинки, многие старарались вспомнить детали сказок и уже не задумываясь начинали пересказывать сам сюжет.
Используя данную технологию разучивали стихотворения, хочу отметить что многие из детей быстрее запомнили слова, убрав мнемотаблицу дети вспоминали картинку, а потом строчку из стихотворения, поэтому процесс заучивания становиться интересным и быстрым.
Из опыта работы хочется сказать, что детям очень нравится не просто работать с мнемотаблицами, но они еще и создавать (рисовать) их. Ребенок знает, с чего он может начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а так же завершить его.
Надеюсь, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слова, но и образ, движения рук. А в рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в ДОУ позволяет нам обеспечить интеграцию всех образовательных областей.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, активизируя разные анализаторы, удается использовать деференцированный подход к обучению разновозрастной группы, достичь следующих результатов:
-Лучше запоминается информация и тренируется память;
-У детей расширяется кругозор;
-Появилось желание пересказывать текст, придумывать интересные истории;
-Появился интерес к заучиванию стихотворений и потешек;
-Словарный запас выходит на более высокий уровень.
Список использованной литературы
1. Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Мнемотехника : Запоминание на основе визуального мышления - М. Школа рационального чтения, 2009.
2. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко // https://www.e-reading.org.ua/book.php?book=131402
3. Матвеев С. Феноменальная память: Методы запоминания информации / - 2-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2013.
4. Никитина Т. Б. Как развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / Т. Б. Никитина. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.