Солодовникова Елена Сергеевна
Самообразование «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель:
• Повышение профессиональной квалификации по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Задачи:
• Совершенствовать диалогическую форму речи;
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
• Развивать монологическую форму речи;
• Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
• учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
• развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Актуальность.
«Речь-это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, чтобы передать свои мысли. В наше время различаются следующие виды речи : внутренняя и внешняя.
Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях.
Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.
Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Для развития речи ребё нка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером для подражания детям.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Формы работы с детьми:
• занятия;
• экскурсии;
• игры-инсценировки;
• досуговые игры;
• подвижные игры;
• наглядно-информационный метод.
Ожидаемые результаты:
• Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
• Сформированные сенсорные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
• Сотрудничества ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей.
• Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
• У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
План работы над темой
1 этап. Диагностический
№ Содержание работы Сроки реализации
1. Изучить и проанализировать:
- «Закон об образовании»
- ФГОС дошкольного образования
-программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой
-Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М. : Академия, 2000. -159 с.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. -- М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
-Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 2003. - 423 с.
- Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, 2002.
Сентябрь 2019 г.
2. Изучение материалов на сайтах:
- maam.ru;
-nsportal.ru;
-infourok.ru;
-loqopedy.ru.
В течение года
2 этап. Прогностический
№ Содержание работы Сроки реализации
1. Разработать перспективный план работы с детьми по данной теме Сентябрь 2019г
2. Подбор литературы по теме
3. Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах
В течение года
4. Подобрать материал и разработать консультации для родителей октябрь
3 этап. Практический.
Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь
2019 г. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи.
Октябрь
2019г. Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»
Ноябрь-декабрь
2019 г. Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О. С. Ушакова) Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи»
Подготовка дидактического материала.
Январь
2020г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам
Февраль
2020 Работа с загадками Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Консультация для родителей «Использование загадок как средство формирования выразительности речи
Март
2020г. Составление загадок
Обучение сочинению сказок Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать
интерес к сказкам и их сочинительству. Тематическое занятие «В мире загадок»
Тематическое занятие «В мире сказок»
Апрель
2020г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Открытый просмотр для воспитателей ДОУ.
Май
2020г. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок» Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.