Алла Мельникова
Проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение…3
2. Актуальность….3
3. Практическая значимость проекта…. 4
4. Цели и задачи…. 4
5. Гипотеза…. 5
6. Методы исследования….6
7. Научная новизна исследования…. 6
8. Теоретическая значимость исследования….6
9. Практическая значимость исследования…. 6
10. Материально-техническая база…6
11. Этапы создания проекта…. 6
12. 1 этап. Подготовительный…6
13. 2 этап. Поисково-исследовательский …. 7
14. 3этап. Заключительный….…. …8
15. Вывод…. 8
16. Примерное содержание проекта…. 9
17. Список использованной литературы…. 10
Публикация «Проект „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Введе
ние[/b]
Речь занимает центральное место в психическом развитии ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.
Основное назначение речи – служить средством общения между людьми. Наличие у ребёнка выраженных нарушений речи, обычно, сказывается на всём его психическом развитии, приводит к отклонениям в его поведении.
К концу дошкольного периода дети должны владеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.).
Из выше сказанного следует, что связная речь – это совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.
Связная речь – это речь одного лица, служащая для целенаправленной передачи информации. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь в старшем дошкольном возрасте являются: описание, повествование и элементарные рассуждения. Их существенными характеристиками являются связность, последовательность, логико-смысловая организация.
В настоящее время дошкольники составляют одну из многочисленных групп детей с нарушениями развития.
На социальном уровне актуальность исследования обусловлена потребностями общества и государства в гармоничном развитии личности детей, в том числе и старших дошкольников, в их коммуникативной готовности к школьному обучению, в предупреждении школьной дезадаптации и неуспеваемости, и в дальнейшем социализации.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена недостаточной полнотой научного анализа между развитием связной речи у старших дошкольников и влиянием театрализованной деятельности на это развитие.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что вопросы, развития связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием театрализованной деятельности, остаются недостаточно изученными.
Речь играет огромную роль в психическом развитии ребёнка: в развитии мышления, внимания, памяти и в психической деятельности в целом. Речь выполняет коммуникативную функцию (средство общения, интеллектуальную функцию (средство обобщения, индикативную (средство указания на предмет).
Проблемы развития речи у старших дошкольников ученые рассматривают с позиции предупреждения и преодоления средствами специально организованного воспитания и обучения, поэтому ее относят к специальному разделу психолого-педагогической науки.
Речь играет огромную роль в психическом развитии ребёнка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом.
Актуальность обусловила выбор темы исследования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, с использованием театрализованной деятельности».
Целью научно-исследовательского проекта является - теоретически изучить и экспериментально оценить эффективность работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
В соответствии с целью научно-исследовательского проекта, стоит выделить задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать конспекты занятий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста уровня с использованием театрализованной деятельности и оценить их эффективность в ходе эксперимента.
А также необходимо определить ряд задач, поставленных в работе с детьми:
Образовательные:
1. Расширить у ребенка представление о театре, видах театрального искусства.
2. Изучение истории театра г. Усть-Катава.
Развивающие:
1. Стимулировать детскую активность.
2. Развивать умение анализировать социальные явления и события, сопоставлять и обобщать их.
3. Развивать и обогащать речь ребенка, повышать эрудицию и интеллект
4. Развивать коммуникативные способности ребенка, путем знакомства и общения с новыми людьми.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к театральному искусству.
2. Воспитывать интерес к различным профессиям.
Методы исследования:
1. Экскурсия;
2. Беседа;
3. Чтение художественной литературы;
4. Заучивание стихотворений, пересказ, рассказ;
6. Анализ полученных результатов.
Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности использования театрализованной деятельности, как средства формирования и развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – развитие связной речи старших дошкольников, с использованием театрализованной деятельности, как средства коррекции связной речи будет эффективным, если:
1) учитывать уровень развития каждого ребенка и выстраивать занятия в соответствии с определенной тематикой;
2) правильно подобрать маски и костюмы для постановки сценария.
Методологическая основа исследования: теоретическая база Т. А. Ткаченко, С. Н. Шаховская и Н. С. Жукова, об особенностях развития связной речи у детей с ОНР, методах и приемах развития и коррекции связной речи. Р. Е. Левина, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, И. В. Новичкова, о речевых нарушений у детей с ОНР III уровня.
Практическая база исследования – методика обследования В. П. Глухов (проверялась способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию и выявлялась возможность детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст).
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, изучение опыта педагогов, анализ результатов деятельности, качественная и количественная обработка результатов, практические (эксперимент, наблюдение).
База исследования: город Усть-Катав, МАДОУ - детский сад № 12 логопедическая подготовительная группа №3, в количестве 16 человек.
Научная новизна исследования. Установлено, что развитие связной речи старших дошкольников, с использованием театрализованной деятельности, как средство коррекции связной речи эффективно.
Теоретическая значимость исследования: получены новые данные о связи и возможностях театрализованной деятельности для развития связной речи дошкольников в процессе развивающей работы.
Практическая значимость исследования: разработаны конспекты развивающих занятий с использованием театрализованной деятельности.
Материально-техническая база:
Ноутбук, настольный театр издательства: ООО «ТД «Бемби», пальчиковый театр, костюмы людей различных профессий, маски, различные иллюстрированные печатные издания, фотографии, энциклопедии, справочники, художественная литература.
Этапы исследования
1 этап. Сбор информации. (Организационный)
Цель: Из разных источников собрать информацию о видах театрализованного искусства, театре г. Усть-Катава
Изучение научной литературы.
1. Каледин, Н. Д. Среди вершин [Текст] / Н. Д. Каледин. -Челябинск: Юно-Уральское книжное издательство, 1992.- 203 с.
2. Каледин, Н. Д. Мой город-моя судьба [Текст] / Н. Д. Каледин. - Миасс, ЗАО «Полиграф», 1998.-35с.
3. Устьянцев, С. В. Усть-Катав завод и город [Текст] / С. В. Устьянцев. -Екатеринбург, «Пре-пресс бюро «Генри Пушель»», 2008.- 160 с.
Поиск информации в интернете.
В интернете мы посмотрели видео о истории театра (мультфильм «История театра» https\\youtube.com\watch?v=pFnuCAХvZXV, «Как появился театр»- https\\youtube.com)
В детском саду проводились беседы:
- История театра
- Виды театрального искусства.
- История театра г. Усть-Катава
- Кто такие театральные режиссеры
- «Как бы я сыграл роль клоуна»
- «Как бы я сыграла роль балерины».
Рассматривание фотографий
Дети посмотрели фотографии некоторых театральных пьес, через которые познакомились с творчеством одного из режиссеров народного театра г. Усть-Катава В. С. Сазикова.
Экскурсия
Дошкольники посетили детскую библиотеку, где посмотрели организацию кукольного театра.
Выяснили:
Театр - искусство изображения драматических произведений на сцене.
А также, что театр – это помещение, где происходят такие представления. Театр г. Усть-Катава существует уже более 100 лет. Театральный режиссёр — творческий работник театра, осуществляющий постановку драматического или музыкально-драматического (оперы, оперетты, мюзикла) произведения.
В. С. Сазиков был режиссером народного театра г. Усть-Катава с 1933г по 1979г.
Для того, чтобы показать кукольный театр необходимо освоить актерское мастерство. Это касается также любого вида театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность - интересна и может практиковаться внутри нашего ДОУ.
2 этап. Экспериментальный. (Поисково-исследовательский)
Цель: проверить и доказать опытным путем, что театрализованная деятельность является мощным фактором развития связной речи детей дошкольного возраста.
Для этого нами была проведена диагностика развития связной речи детей дошкольного возраста (В. П. Глухов).
Разработаны конспекты занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением театрализованной деятельности.
Приобретены костюмы людей различных профессий.
Заучены стихотворения о профессиях детьми старшего дошкольного возраста.
Проведена работа по мотивации детей к рассказыванию и выразительному чтению стихотворений в роли людей определенных профессий, при помощи костюмирования и необходимых декораций.
Детям предоставили возможность инсценировки сказок «Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» при помощи настольного театра, издательства: ООО «ТД «Бемби».
3 этап. Обобщающий. (Заключительный)
Анализ результатов исследования сделан на основании апробации внедрения театрализованной деятельности в лексическую тему «Профессии».
В результате проделанной работы мы увидели, что дети с наибольшим интересом заучивали стихотворения, рассказывали о людях различных профессий, вели монологическую речь, если им предоставлялась возможность побывать в роли человека определенной профессии, при помощи театрализованных костюмов и предложенного сценария во время проведения занятий по развитию связной речи. Что доказывает эффективность применения театрализованной деятельности на занятиях по развитию связной речи.
Вывод: Таким образом, мы, при помощи экспериментальной работы, убедились в том, что театрализованная деятельность, является благоприятным фактором развития речи дошкольников старшего возраста. Театрализованная деятельность, в виде народного театра была очень интересна не только детям, но остальным участникам коррекционно-развивающего процесса (родителям, воспитателю, учителю-логопеду)