Марина Крайчикова
Развитие связной речи у дошкольников посредством использования мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у дошкольников посредством использования мнемотаблиц
Конспект консультации для педагогов
На тему «Развитие связной речи у дошкольников посредством использования мнемотаблиц, обеспечивающих успешное освоение знаний об окружающем мире»
(автор Крайчикова Марина Владимировна учитель-логопед I квалификационной категории МАДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад№182»)
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель консультации: Познакомить педагогов с использованием мнемотаблиц при развитии связной речи
План консультации
1. Теоретическая часть
-Доклад учителя-логопеда: «Мнемотехника – помощник запоминания при развитии связной речи»
2. Практическая часть (Показ использования мнемотехники в работе в каждой возрастной группе)
3. Рекомендации учителя-логопеда
Ход консультации
1. Выступление учителя-логопеда «Мнемотехника – помощник запоминания при развитии связной речи»
(слайд №1)
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. А связная речь, является главным показателем его речевого развития. Как говорил великий философ Аристотель – раз речь не ясна, она не достигает своей цели.
(слайд № 2)
Таким образом, развитие связной речи, является основной задачей в становлении личности ребенка
Работа педагогов при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Для овладения связной речью очень важно развитие высших психических функций - внимание, мышление, воображение, память. Сегодня я хочу с вами поговорить о развитии памяти детей дошкольного возраста. Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.
(слайд №3)
Главный инструмент нашего разума — это память. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике.
(слайд№ 4)
Мнемотехника – от греч. Mnemonikon - искусство запоминания, система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
(слайд№ 5)
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи. Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов (Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение., последовательно переходить к мнемодорожкам (четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться., и позже – к мнемотаблицам (рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков).
(слайд№ 5)
Этапы:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
2. Практическая часть (Показ использования мнемотехники в работе в каждой возрастной группе)
Сейчас я вам покажу примеры мнемотаблиц для работы в каждой возрастной группе.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно. Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.
Мнемотаблицы могут быть :
- предметные;
- предметно- схематические;
- схематические.
(слайд №6)
Сейчас я вам покажу предметную таблицу для 2 младшей группы
(слайд №7)
Вот предметно – схематическая таблица по сказке «теремок»
(слайд №8)
Хочу отдельно рассказать о мнемотаблице на тему «Природный мир»
Это таблицы – загадки. Вот одна из них:
Клеточка с изображением белки закрывается. Детям предлагается отгадать, какой это зверь.
Вопрос к первой картинке (левая верхняя клетка) : Где живёт? (В лесу).
Ко второй (верхняя средняя клетка) : Чем питается? (Шишками, орехами, грибами).
К третьей (правая верхняя клетка) : Чем выкармливает своих детёнышей? (молоком).
К четвёртой (левая нижняя клетка) : Чем ест пищу? (зубами).
К шестой (нижняя правая клетка) : Сколько лап у этого зверя? (четыре).
После отгадки картинка открывается.
Аналогичным способом можно составить мнемотаблицы на домашних животных, на птиц, рептилий, амфибий и т. д.
Далее расскажу о вариантах в средней группе.
(слайд №9)
Вот пример сказки «Машенька и медведь»
(слайд №10)
Это вариант мнемотаблицы на заучивание стихотворения Валентина Берестова «Мишка, мишка, лежебока»
При заучивании стихотворений:
• Чтение стихотворения воспитателем.
• Беседа о прочитанном.
• Рассказывание стихотворения воспитателем с параллельным выставлением моделей.
• Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).
• Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.
Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Итоговый результат:
• у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
3. Рекомендации учителя-логопеда
В старшей и подготовительной группе, задача соответственно усложняется. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Хочу вам предложить более интересный метод – самостоятельное составление рассказа детьми. Например, по лексической теме «мой дом».
Слайд № 11)
Сначала даем схему – опору, по которой составляется рассказ. Потом предлагаете детям нарисовать ее самостоятельно, выделив при это и пространственную ориентировку (слева от дивана стоит стол или в правом верхнем углу расположен у меня шкаф) и сложные предлоги (между, около)
(слайд № 12, (слайд №13)
Затем дети должны воспроизвести свой полный рассказ по собственной схеме.
Мы можем использовать мнемотехнику в описательных рассказах, загадках, заучивании стихотворений. Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что очень трудно для ребенка. Здесь важно научить сначала выделять признаки предмета, а затем их описывать.
Из всего выше сказанного- можно сделать вывод: дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.