Виктория Табанакова
Самообразование Тема: Дидактическая игра как педагогическое средство в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
План:
1. Теоретические основы исследования дидактической игры как педагогическое средство развития дошкольников.
2. Методы исследования и их результаты.
3. Педагогические условия формирования самопринятия детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры :
Публикация «Самообразование Тема: Дидактическая игра как педагогическое средство в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
a. план целенаправленной работы по развитию у старших дошкольников адекватного самопринятия в процессе дидактической игры;
b. выводы.
1. Теоретические основы исследования дидактической игры как педагогическое средство развития дошкольников.
В последнее время в педагогической науке появилось целое направление - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В. Н. Аванесовой, Ф. Н. Блехер, З. М. Богуславской, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, А. П. Усовой, Б. И. Хачапуридзе и др. Во всех их исследованиях подтверждается взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
О развивающем значении игры говорится в исследованиях Р. И. Жуковской, Н. Я. Михайленко, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и др.
Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».
Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовали бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. (В. Н. Кругликов).
По мнению Ф. Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности.
Поэтому дидактическая игра — это вид учебных занятий, специально созданным педагогом с целью обучения и воспитания детей.
Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:
1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для развития детей и их воспитания.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует деятельность, облегчает выполнение задачи. (С. Л. Новоселовой)
От других видов игр и упражнений дидактическую игру отличает определенная структура.
Как утверждают И. М. Кононова и К. Д. Сергеева, игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом дидактической игры являются и ее правила.
Рис. 1.1. Структурные компоненты дидактической игры.
Рассмотрим подробнее основные компоненты дидактической игры.
Так в заявленном нами рисунке первым первому компоненту дидактической игры относится дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в игре они должны оперировать уже имеющимися знаниями, представлениями и умениями. Определяя дидактическую задачу, имеется в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно сформировать средствами игры (честность, скромность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, какие стороны речи развить. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. (А. И. Сорокина) [37]
Вторым компонентом дидактической игры являются игровые правила. Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-либо детям в игре, делать игру занимательной и напряженной.
Факт создания мнимой ситуации, с точки зрения развития, можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и учебы, труда, с которым сталкиваются в школьном возрасте как с основным фактом. (А. В. Захарова) [18]
Используя дидактическую игру в педагогическом процессе, через ее правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.
К третьему компоненту дидактической игры относят игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Игровые действия могут быть самыми разнообразными: спрятать, искать, закрывать фишкой картинки, подбирать картинки, отвечать на вопросы, выбирать водящего, награждать победителя.
Таким образом, любая игра становится дидактической игрой, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, которые и являются основными структурными элементами дидактической игры. [12]
Дидактическая игра выступает как один из основных методов обучения ребенка.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога в них. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.
Часто дидактические игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие. (А. И. Сорокина) [37]
Таблица 1. Подходы и классификация дидактических игр
С материалом.
(Л. В. Артемова, Л. А. Абрамян) Дидактические игры
(А. И. Сорокина) Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах
(Л. Н. Столович, Г. С. Швайко)
1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.);
2. Настольно–печатные игры;
3. Словесные игры наиболее сложны. 1. игры-путешествия;
2. игры-поручения;
3. игры-предположения; 4. игры-загадки;
5. игры-беседы. 1. игры - занятия
2. дидактические (или автодидактические игры).
Наиболее подходящей классификацией дидактической игры мы рассматриваем А. И. Сорокина. Рассмотрим эту классификацию более подробно.
1. Игры-путешествия всегда несколько загадочны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить проблему, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление,
2. придать содержанию сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, речь, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
3. Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
4. Игры-предположения. “Что было бы?” или “Что бы я сделал?” и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
5. Игры-загадки используются для проверки знаний, умений, находчивости. Главной особенностью игр-загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную и речевую деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
6. Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение педагога с детьми и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи. (А. И. Сорокина)
По мнению Деркунской В. А. дидактические игры могут использоваться для решения задач психолого-педагогической работы по всем образовательным областям.
Обобщая все вышеизложенное можно констатировать ряд теоретических положений важных в рамках заявленной нами проблемы изучения дидактической игры как формы организации образования и развития дошкольника с позиции таких исследователей:
- Кругликова В. Н., который дает определение понятию дидактическая игра как вида учебных занятий, являющимся активным методом обучения;
- Маслова Т. подчёркивает, что включение дидактической игры в педагогический процесс способствует тому, что дети, восхищённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки;
- Кононова И. М. и Сергеева К. Д. утверждают, что дидактическая игра имеет свои компоненты: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия.
- Сорокина А. И. выделяют такую классификацию дидактических игр как : игры-путешествия; игры-поручения; игры-предположения; игры-загадки; игры-беседы.
2. Методы исследования и их результаты.
Представим ниже использованную нами диагностическую процедуру.
Критерии диагностики эмоционального уровня самооценки : адекватное восприятие своего Я- образа; социальная заинтересованность ребенка; отношения с близкими людьми; индивидуализация; идентификация; степень эгоцентризма; сложность Я-концепции.
«Изучение особенностей Я-КОНЦЕПЦИИ ребенка»
(модификация И. П. Шаховой)
Цель: изучить особенности развития Я- концепции у ребенка дошкольного возраста через использование осознанных эмоциональных переживаний, самооценок, появление уровней в образе «Я» : «Я- реальное» и «Я- идеальное».
Методика. Определение эмоционального уровня самооценки
Выполняется на основе проективной методики, включающий в себя семь субъектов, в которых ребенку предлагается выбрать свое место или место близких ему людей в протоколе либо записывается на диктофон.
По итогам обработки результатов методик и группового обслуживания выполнить описание Я- концепции испытуемого.
Методика изучения самоотношения и самопринятия (модификация В. В. Ветровой)
Цель: изучить особенности самоотношения и самопринятия у ребенка дошкольного возраста.
Материал: лист бумаги, поделенный на три части, простой карандаш, ластик.
Проведение методики: ребенку предлагается следующая инструкция: «На каждой части листа нарисуй сам себя. В первой части будет твой портрет: «Я, какой я есть». Во второй: «Я глазами других» («Как меня видят другие»). В третьей: «Я, каким я хочу стать». Неважно, как ты умеешь рисовать, рисуй что хочешь, долго не задумывайся». (Для младших детей это задание стоит упростить, оставив лишь два рисунка: первый и третий.)
Результаты проведения диагностической процедуры:
- По первой методике «Определение эмоционального уровня самооценки» можно сделать следующие выводы, что у 75 % исследуемых нами детьми старшего дошкольного возраста имеют адекватный уровень самооценки, то есть адекватно воспринимают особенности своего Я-образа, считают принятыми в мир людей, проявляют свою индивидуализацию. У среднего и низкого уровня самооценки можно сказать, что следующие дети не достаточно адекватно воспринимают себя, считаются не принятыми людьми.
- По методике «Методика изучения самоотношения и самопринятия» (модификация В. В. Ветровой) следует, что все рисунки детей индивидуальны и составляют рисунки детей, которым свойственно положительное самоотношение у 30 % исследуемых детей, наличие внутренней гармонии. В меньшей части рисунков детей плохо развито осознание своих отношений- 5 %, наличие актуальных проблем- 5 %, конфликтов, то есть трудности в принятии себя ребенком- 10%.
- Дополнительное изучение дидактических игр в режимных моментах, в календарном плане свидетельствует о том, что: содержание дидактической игры не соответствует тематической недели; в календарном плане дидактической игры указывают дидактическую, учебную сущность дидактических игр, намечают программное содержание, но игровые компоненты - игровые задачи и действия, игровые правила- не выделяются; игры направлены не на умственное развитие детей, а на закрепление пройденного материала.
Полученные данные будут учтены нами в построении формирующего этапа эксперимента.
3. План целенаправленной работы по развитию у старших дошкольников адекватного самопринятия в процессе дидактической игры.
Задачи:
1. Отобрать дидактические игры с учетом принципа комплексной тематизации образовательной работы с детьми;
2. Обосновать этапы развивающей работы с детьми игрового характера;
3. Оценить эффективной проведенной развивающей работы с детьми.
Этапы:
I этап: «Ориентировочный»
Цель: снизить эмоциональное напряжение.
Задача:
- способствовать принятию правил игры;
- научить детей следовать строго правилам игры.
Таблица 3.1. Содержание тематических блоков ориентировочного этапа программы.
Неделя Тема Дидактические игры
1 неделя
Знакомство «Возьми и передай»
Дидактическая задача : способствовать достижению взаимопонимания и сплоченности, учить передавать положительное эмоциональное состояние.
«Мое имя»
Дидактическая задача : развивать идентификацию себя со своим именем, формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».
2 неделя Настроение «Разыщи радость»
Дидактическая задача : формировать оптимальный эмоциональный тонус, открытости внешним впечатлениям, развить любознательность, нивелирование тревожности.
«На что похоже настроение?»
Дидактическая задача : способствовать определению эмоционального осознания своего самочувствия, развить симпатию.
«Настроение и походка»
Дидактическая задача : снизить эмоциональное напряжение, уменьшить тревожность, снять мышечную зажатость.
II этап: «Реконструктивный»
Цель: сформировать способность контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности.
Задачи:
- развивать умение распределять роли игры;
- овладеть правилами выигрыша;
- развивать умение анализировать результат игры.
Таблица 3.2. Содержание тематических блоков реконструктивного этапа программы.
Неделя Тема Дидактические игры
3 неделя
Наши страхи
Я больше не боюсь
Упражнение «Расскажи свои страхи»
Цель: выявить реальные страхи детей, развить умение говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формировать социальное доверие.
«В темной норе»
Дидактическая задача : снять страх перед темнотой.
«Тень»
Дидактическая задача : развить наблюдательность, память, внутреннюю свободу и раскованность.
«Слепой и поводырь»
Дидактическая задача : развить внимание друг к другу, социального доверия.
4 неделя
Новичок «Молчок»
Дидактическая задача : корректировать поведение с помощью ролевых игр.
«Скучно, скучно так сидеть»
Дидактическая задача : развить раскованность; тренировать самоорганизацию.
«Дракон кусает свой хвост»
Дидактическая задача : снять напряженность невротических состояний; развить сплоченность группы.
5 неделя
Общая история «Колдун»
Дидактическая задача : овладеть неречевыми средствами общения.
«Иголка и нитка»
Дидактическая задача : развить произвольность коммуникативных и организаторских способностей.
6 неделя
Сказочная шкатулка
«Сказочная шкатулка»
Дидактическая задача : формировать самопринятия, уверенность в себе.
«Волшебное колечко»
Дидактическая задача : корректировать негативный образ «Я», снять тревожность, неуверенность в себе.
«Принц и принцесса»
Дидактическая задача : дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности; сплочение детской группы.
III этап: «Заключительный»
Цель: закреплять адекватное отношение у детей к самим себе и другим, уровень самооценки.
Задачи:
- закрепить умение распределять роли;
- закреплять умение анализировать свои действия и действия других детей.
Таблица 3.3. Содержание тематических блоков заключительного этапа программы.
Неделя Тема Дидактические игры
7 неделя
Правила дружбы «Найди друга»
Дидактическая задача : закреплять умение детей чувствовать и переживать, развивать коммуникативные способности.
«Секрет»
Дидактическая задача : развить социальную активность детей.
«Цветик - семицветик»
Дидактическая задача : закреплять умение делать правильный выбор, способствовать сотрудничеству со сверстниками.
Общим для всех этапов было то, что благодаря различному содержанию дидактических игр, дети получили возможность проявить свои индивидуальные возможности умения, знания, способности (интеллектуальные, физические, творческие и другие).
Выводы
На данном этапе работы нами были проведены игры направленные на снятие эмоционального напряжения, умение выражать свое мнение, развитие адекватного отношения к себе, развивать уверенность в себе. Все это свидетельствует об изменениях особенностей развития самопринятия детей в положительную сторону. Если до формирующего этапа эксперимента на высоком уровне развитие самопринятия составлял 47,5 %, то после формирующего этапа составлял 60 % детей. Средний уровень развития самопринятия изменился с 22 % до 24,5 %, а дети с низким уровнем самопринятия изменился в два раза с 30,5 % до 15,5%. Показателями повышения развития самопринятия явилось то, что дети, у которых в начале эксперимента возникали конфликты со сверстниками, то уже к концу формирующего эксперимента эти дети начинают замечать достижения свои и других детей, отношения с детьми стали более спокойные. Более замкнутые дети, отверженные дети при поддержке экспериментатора стали увереннее. Уже концу формирующего эксперимента эти дети проявляли инициативу, увереннее высказывали свое мнение. Дети с высоким уровнем самопринятия, не меняя своих притязаний, были уверенные в себе и постоянно находились в игре.