Приложение МААМ

Дидактическая игра как средство развития ребенка

Ирина Щепетинникова
Дидактическая игра как средство развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Мир игры входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Дошкольник стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательнее, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искорка, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Публикация «Дидактическая игра как средство развития ребенка» размещена в разделах

Дидактические игры были созданы для обучения через игру. Первые дидактические игры пришли из народной педагогики. До сих пор к числу любимых детьми относятся игры «Фанты», «Краски», «Что летает?». В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были скорее сухими упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность. В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями и всегда сопровождаются словом. В отечественной дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр также занимались исследователи: А. П. Усова, Е. И. Радина, Ф. Н. Блехер, Л. Н. Венгер, Б. И. Хачапуридзе, З. М. Богуславская, Е. Ф. Иваницкая, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Ш. А. Амоношвили.

Существует некоторое узкое понимание значения дидактической игры как средства закрепления знаний, полученных на занятиях. Дидактическая игра таит в себе гораздо больше возможности: она дает не только определенный объем знаний и учит владеть им, но и вооружает навыками умственной работы, развивает активность мышления.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.

Дидактические игры занимают большое место в педагогическом процессе. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми. Иногда это – «взрыв и удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного, иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте! Эмоционально-познавательное содержание – одна из особенностей дидактической игры. Другая особенность состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Развивающая ценность дидактических игр заключается в направленности на решение задач нравственного воспитания. «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, формированию его способностей», - справедливо указывал А. В. Запорожец.

Дидактическая игра углубляет познавательные интересы. Несмотря на то, что руководство педагога дидактической игрой носит открытый характер, его отношения с детьми выражаются в игровой форме, он – участник игры. Без этого условия игра перестает быть игрой. В дидактической игре обязательно наличие и единство дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.

Каковы же основные функции дидактической игры? Дидактическая игра как игровой метод рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, использующему для наибольшей эффективности занятия разнообразные игровые приемы, создание игровых ситуаций, внесение элементов соревнования. Важно, чтобы были созданы условия для переноса полученных знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием различных игровых приемов. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природным окружением, окружающим миром, в развитии сенсорной культуры, на коррекционно-развивающих занятиях.

Рассматривая дидактическую игру как форму обучения детей, выделяют два начала: первое - учебное, познавательное и второе - игровое, занимательное. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. В дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, вопросов, предложений. Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность, основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, и если эти правила усвоены. Дети любят игры хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. В каждой такой игре, например, «Наоборот», заложен интерес к игровым действиям. Нужно заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетным играм: умению взять на себя роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет. Цикл игр с куклой, например, «День рождения куклы», «Оденем куклу на прогулку» и др. является результативным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Для обогащения творческих игр более старших детей используются такие творческие игры, как «Кому что нужно для работы», «»Умные машины», «Кто построил этот дом?» и т. д.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю Во время ознакомления детей с родным краем важно использовать доступные, интересные средства обучения. Познакомить дошкольников с историческим,.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста В развитии словаря огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками, через которые в памяти детей закрепляется знание.

Доклад к педсовету «Игра как средство общения» Доклад на тему: «Игра - как средство общения». Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости,.

Доклад. Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей Здравствуйте, коллеги. Слайд [2] В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ.

Доклад «Сказка как средство развития дошкольников» «Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития логического мышлений у дошкольников» Детство – это самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами.

Консультация для родителей «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста» Всем известно, что для дошкольника нет занятия важнее, чем игровая деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст — это совершенно особый.

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ-как средство развития творческих способностей детей старшего возраста Редькина Е. А. - Музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития ребенка
Опубликовано: 8 августа 2016 в 08:47
+76Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Щепетинникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД