Ирина Щепетинникова
Дидактическая игра как средство развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Мир игры входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Дошкольник стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше. Помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. В. А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательнее, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искорка, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Публикация «Дидактическая игра как средство развития ребенка» размещена в разделах
Дидактические игры были созданы для обучения через игру. Первые дидактические игры пришли из народной педагогики. До сих пор к числу любимых детьми относятся игры «Фанты», «Краски», «Что летает?». В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были скорее сухими упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность. В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями и всегда сопровождаются словом. В отечественной дошкольной педагогике изучением и методикой проведения дидактических игр также занимались исследователи: А. П. Усова, Е. И. Радина, Ф. Н. Блехер, Л. Н. Венгер, Б. И. Хачапуридзе, З. М. Богуславская, Е. Ф. Иваницкая, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Ш. А. Амоношвили.
Существует некоторое узкое понимание значения дидактической игры как средства закрепления знаний, полученных на занятиях. Дидактическая игра таит в себе гораздо больше возможности: она дает не только определенный объем знаний и учит владеть им, но и вооружает навыками умственной работы, развивает активность мышления.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.
Дидактические игры занимают большое место в педагогическом процессе. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми. Иногда это – «взрыв и удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного, иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте! Эмоционально-познавательное содержание – одна из особенностей дидактической игры. Другая особенность состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала. Развивающая ценность дидактических игр заключается в направленности на решение задач нравственного воспитания. «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, формированию его способностей», - справедливо указывал А. В. Запорожец.
Дидактическая игра углубляет познавательные интересы. Несмотря на то, что руководство педагога дидактической игрой носит открытый характер, его отношения с детьми выражаются в игровой форме, он – участник игры. Без этого условия игра перестает быть игрой. В дидактической игре обязательно наличие и единство дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.
Каковы же основные функции дидактической игры? Дидактическая игра как игровой метод рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, использующему для наибольшей эффективности занятия разнообразные игровые приемы, создание игровых ситуаций, внесение элементов соревнования. Важно, чтобы были созданы условия для переноса полученных знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием различных игровых приемов. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природным окружением, окружающим миром, в развитии сенсорной культуры, на коррекционно-развивающих занятиях.
Рассматривая дидактическую игру как форму обучения детей, выделяют два начала: первое - учебное, познавательное и второе - игровое, занимательное. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. В дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, вопросов, предложений. Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность, основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, и если эти правила усвоены. Дети любят игры хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. В каждой такой игре, например, «Наоборот», заложен интерес к игровым действиям. Нужно заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетным играм: умению взять на себя роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет. Цикл игр с куклой, например, «День рождения куклы», «Оденем куклу на прогулку» и др. является результативным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Для обогащения творческих игр более старших детей используются такие творческие игры, как «Кому что нужно для работы», «»Умные машины», «Кто построил этот дом?» и т. д.