Лучший педагог года

Тема самообразования: «Дидактические и развивающие игры как средство математических представлений у дошкольников»

Наталья Смертина
Тема самообразования: «Дидактические и развивающие игры как средство математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». /В. А. Сухомлинский. /

В настоящее время, многие говорят: «Не каждый будет математиком». Но это не так. Математика заложена глубоко в каждом человеке и обладает развивающим эффектом. От того как будут развиваться математические представления у детей дошкольного возраста, зависит и их в дальнейшем полноценное умственное развитие.

Публикация «Тема самообразования: „Дидактические и развивающие игры как средство математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах

Для того чтобы развить в детях эти математические представления, нужно приложить много усилий и родителям, и воспитателям детского сада.

Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина. Для того чтобы дети об этом никогда не узнали, нужно поставить перед собой (воспитателем, родителем) одну из наиболее важных задач - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Б. Паскаль сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным». Именно это изречение Паскаля было положено в основу моей работы по формированию математических представлений детей дошкольного возраста. Свою работу я пыталась строить не по готовым дидактическим играм, купленным в магазине, а изготовленным своими руками. Идеи создания многих дидактических игр были заимствованы из работ педагогических работников, размещенных в сети Интернет, проанализированы и дополнены. В изготовлении данных дидактических игр принимали активное участие воспитанники. Именно с этими пособиями, изготовленными своими руками, они очень любят заниматься. Дети аккуратны при использовании данных пособий.

Вашему вниманию представляю изготовленные своими и детскими руками дидактические игры и пособия. (мультимедийная презентация)

Так, по разделу «Количество и счёт», в нашей группе изготовлено семь игр.

Дидактическая игра для изучения состава чисел «Числовые ракеты"

Цель: закреплять представления детей о составе числа первого десятка.

Задание: ракета изображена под определённым номером (в кружке, представляющим состав числа; в окна ракеты необходимо поместить недостающие цифры.

Дидактическая игра «Рыбалка»

Цель: закреплять представления детей о составе числа первого десятка.

Задание 1. Разложить улов рыбака по цветным вёдрам, для этого нужно решить пример на рыбке. Согласно числу, которое получится на рыбке, данную рыбку положить в соответствующее ведро с номером.

Задание 2. Разложить улов рыбака по белым вёдрам. «Ребята, нужна ваша помощь – срочно нужно накормить обитателей аквапарка: белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень – 6 кг, а дельфин – 7 кг»

Дидактическая игра «Большая стирка»

Цель: закреплять представления детей о составе числа первого десятка.

Задание. Разложить бельё по стиральным машинам – автоматам. «Ребята, близится праздник 8 марта. Чтобы сделать маме подарок, давайте поможем ей постирать бельё»

Дидактическое пособие «Собери грузовик» (3 пособия)

Цель: закрепление количественного счёта и цифры до 10; продолжить знакомство с составом числа из двух меньших до 10; продолжить учить устанавливать соответствия между количеством предметов, числом и цифрой; совершенствовать умения решать задания на вычитания (1 пособие, на сложение и вычитание (2 пособие, найди ошибку (3 пособие).

(материал : карточки: части грузовой машины – кузов, кабина, колёса и груз (мешок). На каждой части чёрные кружки обозначают число, на колёсах – цифры.)

Для каждого вида этого пособия определённые задания.

Задание 1. Составить из элементов грузовик и подобрать для него подходящий мешок (груз, число на котором равно разности чисел на частях машины)

Задание 2. Вычти из большего числа меньшее число и подбери мешок.

Задание 3. Найди ошибку.

Дидактическая игра – домино «Весёлый паровозик»

( 2 пособия: на сложение и на вычитание)

Цель: совершенствовать навык математического счёта в пределах первого десятка; развитие внимания, усидчивости.

Дидактическая игра «Математические цветочки»

Цель: совершенствовать навыков количественного и порядкового счёта; закрепление состава числа в пределах 10; развитие сообразительности, логического мышления.

Задание: Собрать цветочки. Для этого к сердцевинкам цветов, которые представляют состав числа, нужно выбрать подходящие лепестки, на которых указаны две цифры.

Дидактическая игра «Пазл»

Цель: развивать математическое мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость; закреплять счёт в пределах 10.

Задание: предложить детям собрать картинку из полосочек с цифрами по порядку от 1 до 10.

Оборудование: картинка, разрезанная на пронумерованные полосочки.

Дети дошкольного возраста овладевают пространственными представлениями : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Нужно каждому педагогу поставить перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети должны свободно выполнять задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Катя, а сзади – Артём». Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускают ошибки, нужно давать этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, можно проводить игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди клад» - отправляемся на поиски сокровищ на пиратском корабле. Для этого нужно использовать ориентировки. Например, распечатать конверт, найденный в рубке у капитана: «Надо встать перед входной дверью в группу, пройти 3 шага вперёд, повернуть направо и пройти ещё 5 шагов вперёд и т. д. ”. Дети выполняют задание, находят клад. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей в двумерном и трёхмерном пространстве «Путешествие по комнате, группе», «Путешествие матрёшек», «Путешествие зайчика».

По разделу «Ориентировка в пространстве» в нашей группе изготовлены следующие игры :

Дидактическая игра с геометрическими фигурами для развития пространственной ориентировки».

Цель: закреплять навыки ориентирования в пространстве; освоить такие пространственные понятия, как справа, слева, сверху, снизу, по центру, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол.

В данной игре используются 2 типа карточек. По каждой карточке – 2 задания.

Задание 1 (карточка №1)

Положить карточку на стол перед ребенком. Ребенок должен точно рассказать, как расположены фигуры на карточке. Ответить на вопросы:

- где находиться прямоугольник? (прямоугольник находится посередине)

- где находится овал? (овал находится справа от прямоугольника)

- где находится круг? (круг находится внизу, под прямоугольником)

- где находится квадрат? (квадрат находится слева от прямоугольника)

- где находится треугольник? (треугольник находится сверху, над прямоугольником)

При этом карточку можно поворачивать в разные стороны, изменяя расположение фигур, задавать те же вопросы.

Задание 2 (карточка №1)

Показать карточку с фигурами ребенку. Попросить, чтобы ребенок запомнил расположение фигур. Затем ребенок закрывает глаза. Ведущий поворачивает карточку так, чтобы фигуры поменяли свое местоположение. Ребенок открывает глаза и объясняет, что поменялось (называет, где был круг, а теперь, где он находится, и т. д.).

Задание 1 (карточка № 2)

Положить карточку на стол перед ребенком. Ребенок должен точно рассказать, как расположены фигуры на карточке. Ответить на вопросы:

- где находиться прямоугольник? (прямоугольник находится посередине)

- где находится овал? (вал находится в верхнем правом углу)

- где находится круг? (круг находится в нижнем правом углу)

- где находится квадрат? (квадрат находится в нижнем левом углу)

- где находится треугольник? (треугольник находится в верхнем левом углу)

При этом карточку можно поворачивать в разные стороны, меняя расположение фигур. И задавать те же вопросы.

Задание 2 (карточка №2) : такое же, как и в задании 2 (карточка №2)

Дидактическая игра «Клеточки». Эта игра состоит из двух этапов.

Задачи: развитие пространственных представлений, зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания; закрепление знания цифр в пределах 10 и знания основных геометрических фигур.

Оборудование: карточка – поле 5 на 5, 9 на 9; большое поле можно закреплять на доску. (у каждого ребё нка на столе уменьшенный вариант: у каждой клеточки на поле есть свой адрес, по которому её можно найти)

Задания по первому этапу:

Задание 1: нужно заселить в клеточки жильцов (жильцы могут быть любые в соответствии с тематической неделей : овощи, фрукты, просто фишки);

Задание 2: найти домик, например морковки, которая заблудилась, но помнит свой адрес: фигура – квадрат, цифра – 3. (можно ввести понятия строка и столбец)

Задания по второму этапу: теперь нужно не заселять жильцов, а закрашивать клеточки с нужным адресом. Примеры заданий приведены (флажок, собака, кошка, зонт, домик, заяц). Бланки для выполнения задания также есть.

Дидактическая игра «Разноцветная поляна» для развития пространственной ориентировки.

Цель: закреплять знания цветов и умение ориентироваться на листе в крупную разноцветную клеточку.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка или фишка.

На первую клеточку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Необходимо задать направление перемещения игрушки командами: «1 клетка вниз, 2 – направо, стоп! Где находится твой герой?» (Ребёнок видит, какого цвета клетка, на которой остановилась его игрушка и в соответствии с цветом придумывает место нахождения героя. Например, клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зелёного – на лесную поляну, жёлтого – на песчаный пляж.) Для каждой возрастной группы разное количество клеток в каждом ряду.

Дидактическое пособие «Графические диктанты (рисование по клеточкам)»

Цель: развивать у детей произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость; расширять кругозор, увеличивая словарный запас; научить ориентироваться в тетради.

Необходимо для занятий тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребёнок всегда мог исправить неправильную линию. Для детей 5-6 лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм, чтобы не перенапрягать зрение. Начиная с графического диктанта №40, все рисунки рассчитаны на обычную школьную тетрадь.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

Развивающая игра «Клетчатая страна»

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей.

Игра может с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет. Задания подобраны по принципу «от простого к сложному», уровень сложности обозначен цветом: красный - высокий уровень сложности, голубой – средний уровень сложности, зеленый – задание с низким уровнем сложности.

Играть может не ограниченное количество детей. Задания можно выполнять на время, по типу соревнований.

Играть можно двумя способами:

1. Первоначально предложить ребенку обводить контур нарисованного предмета на готовой карточке (предварительно ее заламинировать). Обводить можно фломастером или гелевой ручкой, которые легко стираются с гладкой поверхности, можно обводить, прикладывая бумагу – кальку.

2. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

Дидактическое пособие «План группы» для развития пространственной ориентировки.

Цель: закреплять умение ориентироваться в группе, используя план. Оборудование: нарисованный план группы. План необходимо закрепить на доске.

Задание: показать на плане, либо прикрепить магнит, то место, куда необходимо подойти; указать на плане место, на которое нужно положить определённый предмет; указать на плане место и предложить рассказать, что там находится.

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать : игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т. д., игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. В нашей группе изготовлены такие игры, как «Сфинкс», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино», «Головоломка Пифагора», «Листик».

Цель этих игр: совершенствование сенсорики, развитие творческого, продуктивного мышления, способствование развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности.

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - говорил французский писатель Франс. Важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, каждый должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом! У каждого ребенка свой путь развития, каждый развивается по своим особым законам. Он сам, и окружающие его люди – дети, родители должны быть твердо убеждены, что он молодец, у него все получается, возникающие трудности преодолимы. Без этого состояния, самоощущения невозможно формирование адекватной самооценки, уверенности в своих силах. Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться следующими принципами: необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому, исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий, сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей, не забывайте хвалить детей, отмечайте малейшие успехи детей, нельзя говорить детям только про их недостатки.

В результате систематической работы, с использованием дидактических и развивающих игр, дети становятся более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стают более самостоятельными в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшается память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему. Дидактические и развивающие игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Дидактические и развивающие игры — обучающие игры. Поэтому нужно тщательно подбирать их к определенному программному содержанию занятий, а не просто проводить те игры, которые знает воспитатель или какие есть (настольно-печатные) в группе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые.

Дидактические игры для развития элементарных математических представлений Дидактические игры для развития элементарных математических представлений 1. «Домино» Цель: научить детей находить среди многих одну.

Игра как средство развития математических представлений дошкольников Игра – лучший способ познания для детей дошкольного возраста. В их жизни игра занимает такое же важное место, как работа в жизни взрослых.

Математическая сказка, как средство развития математических представлений у дошкольников Всем известно, что математика была и остаются одной из самых сложных наук. Многие дети испытывают затруднения при усвоении математических.

Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного возраста Шигабутдинова Татьяна Николаевна. Специальность - воспитатель Стаж педагогической работы - 27 лет Дата начала работы над темой - 1.09.2014.

План по самообразованию воспитателя «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей»План по самообразованию воспитателя «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей» План по самообразованию воспитателя тема: «Дидактические игры и упражнения как фактор развития математических представлений у детей дошкольного.

Развитие элементарных математических представлений (величина, форма) у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.

Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. «Познание начинается с удивления». Аристотель. Развивающие дидактические игры, как средство развития логического мышления детей. Современный.

Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся.

План самообразования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр» Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема самообразования: «Дидактические и развивающие игры как средство математических представлений у дошкольников»
Опубликовано: 21 октября 2016 в 18:15
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тема самообразования: «Дидактические и развивающие игры как средство математических представлений у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Смертина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД