Алла Буглак
Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ситуация: что выберет ребёнок – игру или занятие? Конечно, игру. И воспитатель вместе с ребёнком начинает игру, хотя стоит задача провести работу по речевому развитию ребенка - дальнейшему формированию грамматического строя речи, например, согласование имён прилагательных в роде, числе и падеже с именами существительными. Можно заменить скучное слово «занятие» на веселое «игра»? Можно!
«Позвони маме и попроси купить….» - предлагает воспитатель. И вот малыш уже старательно «звонит» маме и «просит» - согласовывает: красное яблоко, сочную грушу, вкусные абрикосы и т. д.
Публикация «Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников» размещена в разделах
Игра – ведущий вид деятельности ребёнка. Что же такое игра? Само слово проявляется с древнейших времён. Римляне связывали игру с радостью и весельем, древние евреи – с шуткой и смехом; только древние греки называли игрой поведение детей, а «игра» дословно переводилось как «предаваться ребячеству».
В настоящее время игра определяется, во-первых, как процесс взаимодействия детей с игрушками («Накорми куклу», «Построй гараж», во-вторых, как вид осмысленной непродуктивной деятельности ребёнка («В магазине», «В больнице»). Но основная особенность самой игры заключается в том, что мотив находится не в результате, а в самом процессе игры (Наелась ли кукла? Долго ли простоит гараж? Вылечились ли пациенты в больнице? Ответы на эти вопросы уже не важны – ребёнок получил удовольствие и пользу от самой игры).
Каково же педагогическое значение игры? Игра с древнейших времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Значение игры поддерживается самой мотивацией дошкольного возраста : желанием быть похожим на взрослого, установлением и сохранением положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми (похвала, самолюбие самоутверждение; соревновательный мотив (после 4-х лет) и нравственные мотивы (хорошо – плохо).
Таким образом, игра служит одновременно формой обучения де-тей и методом их обучения, что обусловлено наличием чёткой цели в игре.
Безусловно, все игры являются развивающими. Именно игры в большей мере, а не требования, развивают в наших детях внимание, память, мышление. Отсюда и требования к игре: она должна быть оригинальной ( в духе времени и событий: «современные гаджеты» или «поездка на поезде», интересной (продуманный сюжет) и нести в себе задачу, вопрос или проблему, которую необходимо и по силам решить ребёнку самостоятельно (Построить, полечить, причесать, позвонить, «поиграть» в компьютерную игру).
Особое место в понятии «ИГРА» отводится дидактическим играм. Дидактическая игра является основным средством сенсорного развития ребёнка дошкольного возраста. На дидактическую игру возлагаются задачи формирования сенсорного воспитания ребё нка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. В дидактической игре всегда действуют два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). В этом особенность дидактической игры.
Что же такое ДИДАКТИКА? Само понятие происходит от древнегреческого «поучающий». В настоящее время дидактика определяется как образование и обучение.
Таким образом, дидактические игры – это обучающие игры, в ходе которых развиваются все психические процессы ребё нка: восприятие, понимание, память, воображение, мышление и развитие речи. Например, д. и. «Мама обещала мне купить игрушку». Ребёнок должен вспомнить особенности игрушки, представить, как с ней можно поиграть, понять из чего она сделана, где она продаётся и, самое главное, всё это описать словами. Любая дидактическая игра – это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает и закрепляет информацию, что в особой мере способствует речевому развитию малыша, ведь ребёнок для решения игровой задачи должен подбирать слова, использовать синонимы, антонимы, строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения и т. п. Например, д. и. «Почему заяц всех боится?» «Потому что….» должен проговорить ребёнок, а такое построение фразы требует долгой и кропотливой работы не только на занятиях, но и во всех режимных моментах.
История дидактических игр началась очень давно. На сегодняшний день можно определённо сказать, что дидактическая игра должна быть динамичной (иначе ребёнку станет скучно,например, д. и. «Накрой стол для чаепития». Необходимо быстро выбрать и назвать словом посуду, при этом можно сразу уточнить, почему так назвали? (сахарница, масленка и т. д). Игра должна быть эмоционально-насыщенной (положительно, с шуткой). Отражать личный опыт ребёнка, выражать его (опыт) фразами «А у нас дома» или «Когда к нам приходят гости» и содержать наборы игрушек, картинок, предметов или набор слов для проведения. Например, д. и. «За грибами». Кроме картинок, муляжей, игрушек предполагается использование набора определё нных слов: съедобный - несъедобный, боровик, маслёнок, лисичка и пр. – откуда название, грибники, корзинки и т. д.
Следовательно, дидактические игры делятся на три вида:
Дидактические игры с предметами («Чудесный мешочек» : малыши просто называют предметы, старшие – дают описание). Такие игры в свою очередь можно разделить на сюжетно-дидактические («В зоопарке», игры – инсценировки («У Лунтика день рождения») и собственно игры с дидактическими игрушками («Транпорт»)
Настольно-печатные игры, которые являются идеальными для умственного развития детей (пазлы, домино, лабиринты, кубики). Для речевого развития необходимо, чтобы ребёнок проговаривал названия, картинки или сами действия (Колобок покатился по дорожке, мимо ёлочек, рядом с пенёчком, вдоль реки и т. п.)
Словесные игры, в которых нет опоры на наглядность, все задачи решаются в мыслительном плане. Такие игры подходят для детей с четырёх лет. Например, д. и. «Собери урожай». В ходе этой игры дети должны проговорить название овощей, фруктов или ягод, дать описание (цвет, форма, величина, указать, в какие ёмкости можно собирать, и куда урожай пойдёт в дальнейшем, что из него можно сделать. Словесные игры не только развивают речь дошкольников. Они формируют слуховое внимание (запомни слова из текста, развивают фонематический слух (звуковые эталоны, ударение, словесные формы, обогащают и активизируют словарный запас детей, способствуют развитию мыслительных операций (логических, вырабатывают быстроту реакции.
Дидактические игры имеют определённую структуру. Это, во-первых, постановка обучающей (дидактической) задачи. Именно эта задача является основным компонентом в структуре игры, ей подчинены все другие компоненты, но проговаривается она как игровая. Например, д. и. «Сложи картинку» развивает внимание, мышление, речь, усидчивость, а для ребёнка цель – собрать коврик для куклы.
Во-вторых, это игровые действия. Эти действия сами по себе являются методами проявления активности ребёнка, это то, что необходимо проделать малышу, чтобы достичь результата. И здесь важна возрастная дифференциация: в младшем возрасте не важен результат, важен процесс, в старшем же возрасте результат для воспитанника уже становится важен. Например, д. и. «Что лишнее?». Дети определяют лишний предмет, картинку или слово и объясняют причину, по которой оно (это слово) причислено к «лишним».
В-третьих, правила игры. Именно правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила выполняют все участники игры. Без правил игры не получится, они направляют игру в нужное русло, ограничивают двигательную активность детей, регулируют отношения между играющими. Например, д. и. «Слова наоборот» предполагает обогащение словарного запаса детей антонимами. В ходе игры воспитанники должны определить по какому признаку необходимо подобрать антоним и только после этого использовать его в тексте.
Все компоненты игры тесно связаны между собой между собой. Итогом дидактической игры можно назвать сформированное умение ребёнка играть самостоятельно и организовать подобную игру со сверстниками. («На прогулке», «Музыкальное занятие», «Обед», «Тихий час» и т. п.)
Безусловно, в речевом развитии дошкольников ведущее место от-водится словесным дидактическим играм исходя из того, что они:
o Обеспечивают количественное накопление слов (д. и. «Как еще можно сказать?»);
o Обеспечивают усвоение социально закреплё нного значения слов:
Соотнесение с объектами окружающего мира («Ложка – это ложка…»;
Овладение обобщающими словами на основе существенных признаков (мебель, транспорт и т. п.);
Проникновение в образный строй речи (золотой ковер из листьев, белое пушистое одеяло из снега и т. д.)
o Обогащают и активизируют словарный запас дошкольников (введение большего количества слов в практику общения).
Словесные игры построены на словах и действиях, дети в таких играх учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляя знания о них. Воспитанники должны в словесных дидактических играх решать мыслительные задачи, описывать предметы отгадывать по описанию, группировать предметы. И если в младшем и среднем возрасте словесные игры направлены прежде всего на речевое развитие, правильное звукопроизношение, уточнение, закрепление, обогащение словаря, то в старшем возрасте словесные игры наряду с речевым развитием решают задачи формирования логического мышления, мыслительной деятельности, самостоятельности в решении проблемы (Д. и. «Мамы и детёныши», «Звериная столовая» и т. д.)
Словесные игры воспитывают у детей желание заниматься умственным трудом, так как в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности преодолеваются легче и ребёнок не замечает, что его УЧАТ.
Словесные игры можно разделить на три группы. Первая группа – это игры, направленные на формирование умения выделять существенные признаки. Например, д. и. «Магазин», «Радио», «Где была Аленка?» «Да – нет». Вторая группа игр развивает умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения. Д. и. «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?» Третья группа игр развивает умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. Д. и. «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». И, наконец, четвертая группа – особая. В таких играх развивается внимание, сообразительность, быстрота мышления, выдержка, чувство юмора. Д. и. «Испорченный телефон», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть».
Среди словесных игр интересны игры – предположения «Что было бы, если….», «Что бы я сделал, если бы….», «Кем хочу быть и почему?», «Кого я выбрал в друзья?» В таких играх ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия, при этом ребёнок должен сформулировать и правильно построить фразу, сложноподчинённое предложение.
Особое место в речевом развитии дошкольников занимают загадки. Они могут использоваться сами как содержание дидактической игры (д. и. «Посади овощи») или служить подготовкой к проведению игры («Что это за птица?», но то, что они всегда вызывают интерес детей, остаётся бесспорным. Загадки – это такой вид обучающей игры, в которой логическая задача как её особенность выходит на первый план. Дети должны сравнивать, припоминать, догадываться, а это доставляет воспитанникам радость от умственного труда, при этом обогащается и активизируется словарный запас детей.
Вывод: использование большого количества игр, в том числе и дидактических, в режимных момента и на занятиях полезно детям и помогает нам, педагогам, выполнить свою главную миссию: создать условия малышам для проживания дошкольного детства с удовольствием и радостью, ибо само дошкольное детство – это не подготовка к школе, не подготовка к жизни, это уже сама жизнь.