Ирина Щепетинникова
Дидактическая игра как средство развития ребенка (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра выступает и как фактор всестороннего воспитания и развития личности ребенка, а также используется в умственном, нравственном, трудовом, физическом воспитании детей.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития ребенка (продолжение)» размещена в разделах
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Нравственное воспитание. С помощью дидактической игры у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам и игрушкам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Для младшего дошкольного возраста основным содержанием игры является усвоение культурно-гигиенических навыков, культуры поведения, для старших дошкольников – воспитание нравственных чувств и отношений: уважения к труду, любви к родному краю.
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей интерес к труду взрослых, вызывают желание самим трудиться. С помощью дидактических игр у детей пробуждается интерес к людям разных профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги.
Физическое воспитание. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки к письму и продуктивным видам деятельности.
В дидактических играх выявляются индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет педагогу устранить нежелательные проявления в характере воспитанников, поощрить их положительные черты. Таким образом, дидактическая игра формирует определенные свойства личности дошкольника.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, такими как игрушки, природный материал; настольно-печатные игры; словесные игры.
Независимо от вида, дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Дидактическая игра должна содержать обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей. Следовательно, обязательными структурными элементами игры являются: обучающая и воспитывающая задачи, игровые действия и правила.
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и последующий анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, развитие сенсорных способностей, углубление и обобщение знаний, активизация психических процессов, установление соответствия отобранной игры возрастным возможностям детей, определение наиболее удобного времени проведения, выбор места для игры, подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры, определение количества играющих, т. е. вся группа, или микрогруппа, или индивидуально; подготовка к игре самого воспитателя, подготовка к игре детей, обогащение знаниями, представлениями, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом; объяснение хода и правил игры; показ правильных игровых действий, необходимых для достижения нужного результата; определение роли воспитателя, например, участник, болельщик, арбитр; подведение итогов.
Анализ проведенной дидактической игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения. Это поможет совершенствовать и подготовку, и процесс проведения игры, и избежать впоследствии ошибок, и выявить индивидуальные особенности детей. Самокритичный анализ помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом.
Роль педагога в организации дидактической игры состоит в том, чтобы связать воедино структурные компоненты игры, наилучшим образом использовать ее потенциальные возможности. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – занятие. Секрет успешной организации дидактической игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей. Сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что они могут бурно реагировать на различные действия играющих, хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось на протяжении всей игры. Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. Важно не допускать излишней медлительности и преждевременного ускорения. Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки детей, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, малоактивных детей, вселяет уверенность в свои силы, поощряет, дает объективную оценку доброжелательно.
В дидактической игре обучение и воспитание каждого ребенка тесно взаимосвязаны. Помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между детьми и воспитателем, между самими детьми, взаимопонимание, основанное на уважении личности ребенка, внимании к его внутреннему миру, переживаниям, которые испытывает ребенок в процессе игры.
Дидактическую игру следует культивировать на протяжении всего дошкольного детства. Она занимает важнейшее место в системе педагогических средств разностороннего воспитания детей, несет в себе познавательное и развивающее содержание.