Алина Пчелина
Самообразование «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план работы по самообразованию
Пчелиной Алины Николаевны
Тема:
«Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Пчелина Алина Николаевна___ (Ф. И. О. педагога)
Воспитатель; преподаватель дошкольной педагогики и психологии___(специальность)
Высшее___(образование)
05.09.2016___(дата начала работы над темой)
Публикация «Самообразование „Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
31.05.2017___(предполагаемая дата окончания работы)
Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,, самообразование. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями.
-Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной
проблеме.
- Изучить игровые технологии в обучении математике детей дошкольного возраста;
- Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания
по развитию математических представлений у детей дошкольного
возраста;
-Дать общую характеристику содержания понятия формирование
элементарных математических представлений.
-Исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе
формирования элементарных математических представлений у
дошкольников.
- Разработать систему занятий по формированию элементарных
математических представлений с использованием развивающих игр. -Подготовить отчет- презентацию по результатам проекта для педагогов по теме:"Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Актуальность проблемы:
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.
Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в развивающих играх, которым необходимо уделять большое внимание. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе. Объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников; Предмет исследования – развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;
Работа по Занимательному математическому материалу
-Развлечения
-Математические (логические)игры. Задачи. Упражнения.
-Дидактические игры и упражнения
В формировании у детей математических представлений в работе использую занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры : с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических
фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. В качестве «умственной гимнастики» использовать несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы. В работе помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение. Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из
средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
В группе создаю центр «Занимательная математика». В него будут входить развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Использовать игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В центре будет размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовывать с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагать ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекать в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их.
Помогать освоить игру.
Осуществлять свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:
- знакомить с занимательными и развивающими играми;
- проводить консультации, индивидуальные беседы;
- привлекать родителей к пополнению центра «Занимательная математика»
Тема «Использование развивающих игр при формировании элементарных
математических представлений у дошкольников»
Цель и задачи:
1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при
формировании элементарных математических представлений у
дошкольников.
2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально. Личный план педагога
-Планировать работу с детьми на новый учебный год.
Подготовить консультацию для родителей на тему
«Роль развивающих игр в воспитании детей
дошкольного возраста»
месяц Формы работы
С детьми С педагогами С родителями
сентябрь Диагностика математических представлений у дошкольников
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
Изучить литературу:
Е. В. Колесникова «Математика для дошкольников 6-7
лет», М. : ТЦ Сфера, 2001.
А. Белошинская – кандидат пед. наук «Математика и
дети»
Проведение консультации для родителей детей подготовительной группы на тему «Роль развивающих игр в
воспитании детей дошкольного возраста».
Проведение индивидуальных бесед с родителями.
октябрь
Цифры от 1 до 10, знаки, >,Знаки =, =, +, -,, величина предмета. Независимость числа от расположения предметов, преобразование неравенства в равенства, части суток, геометрические фигуры. Количественный счет от 1 до 10, логические задачи, состав числа 5 из двух меньших. Счет по образцу и названному числу, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве. Состав числа 6, установление равенства между группами предметов, дни недели, геометрические фигуры. геометрические фигуры, состав числа 7, части суток. Д. игры :
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него) • «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом,
круги – красным) • «Магазин игрушек» (много, один, поровну) • «Зоопарк» (счёт)
Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по
ФЭМП. Настольно – печатные игры
-Использовать Интернет в поисках дополнительной
информации для работы на следующих сайтах:
«Социальная сеть работников образования nsportal.ru»,
«Maaam.ru», «Pro.Школу. ru».
-Проведение индивидуальных бесед с родителями
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
ноябрь Арифметические задачи на сложение и вычитание, величина, геометрические фигуры. Число 11, количественный счет, времена года. Закрепление знаний о числе 11, математические загадки, знакомство с линейкой Число 12, дни недели, знаки >, < Закрепление знаний о числе 12. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим
содержанием:
• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где
нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д. Настольно – печатные игры
Разработать картотеку развивающих игр по ФЭМП
-Проведение индивидуальных бесед с родителями
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
декабрь Закрепление знаний о числе 12, арифметические задачи, линейка, геометрические фигуры. Число 13, арифметические и логические задачи, треугольник Числа 11, 12, 13, величина предметов, логические задачи. Число 14, логические задачи, геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве».
«Ориентировка во времени».
. 1. Настольно – печатные игры :
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мазайка»
• «Пазлы» Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по
ФЭМП
-Работа над модернизацией предметно-развивающей
среды в группе (пополнение центра «Занимательная
математика»)
-Проведение индивидуальных бесед с родителями
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
январь Числа 11, 12, 13, 14 (повторение, состав числа 8, логические задачи, ориентировка на листе бумаги. Число 15, количественный счет до 14, геометрические фигуры. Числа от 1 до 15 (повторение, геометрические фигуры, решение примеров, логические задачи.
Дидактические игры :
• «Собери сказочного героя» (из частей)
• «Кто больше найдёт отличий?»( 2 паровоза, 2 собачки и т. д.) Игровые математические знания с театрализацией Настольно – печатные игры
Оформление картотеки развивающих игр по ФЭМП
Работа над модернизацией предметно-развивающей
среды в группе (пополнение центра «Занимательная
математика»)
-Проведение индивидуальных бесед с родителями
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
февраль Число 16, ориентировка во времени, логическая задача. Сравнение смежных чисел, знаки, состав числа 9, квадрат, величина предметов. Число 17, геометрические фигуры, ориентировка на листе. Решение примеров с числами второго десятка, величина предметов, логическая задача. Дидактические игры :
• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)
«Пароход», и т. д. «Дом»• «Когда это бывает?» — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.) Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по
ФЭМП. Настольно – печатные игры
картотеки развивающих игр по ФЭМП
-пополнение центра «Занимательная
математика»
индивидуальное и подгрупповое консультирование
март Число 18, времена года, логические задачи. Число 18, геометрические фигуры, состав числа 10, логическая задача. Число 19, величина, ориентировка во времени. Решение примеров, независимость числа от расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве на листе. Игровые математические знания с театрализацией:
• «Математика в сказках»
- «Стоит в поле теремок»
- «Колобок ищет друзей» Настольно – печатные игры
картотеки развивающих игр по ФЭМП
-пополнение центра «Занимательная
математика»
Подготовить доклад для воспитателей по теме. -Проведение индивидуальных бесед с родителями
-Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. -Памятка для родителей «Нам пора в школу»
апрель Число 20, решение примеров, арифметическая задача, геометрические фигуры. Число 20, решение примеров, логическая задача, моторика. Состав числа 9, сравнение чисел, геометрические фигуры. Соотнесение числа и количества предметов, моторика. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по
ФЭМП:
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Зоопарк» (счёт)
• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)
• «Путешествие на корабле» Настольно – печатные игры
-Открытое занятие по теме для педагогов.
-Подготовить анализ темы по самообразованию. -- для воспитателей по Открытое занятие для родителей
-Проведение индивидуальных бесед с родителями
-Выставка детских работ: «шаг в математику».
май Величина, ориентировка во времени, развитие внимания. Математические загадки, времена года, соответствие между числом и количеством предметов. Мониторинг.
Отчет- презентация
«Наше путешествие в мир Математики» Сообщение на итоговом родительском собрании
Тема: «Диагностика и результаты диагностики по теме»
Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги» с родителями.
Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
В течение учебного года
Форма и цвет 1. Проведение дидактических игр:
• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
• «Подбери ключик к замочку»
• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом,
круги – красным)
• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то
зелёный круг)
• «Составь цепочку из предметов одного цвета» ( Выбрать: ёлка, кузнечик,
листик и т. д.)
• «Найди свою пару» (варежку)
2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим
содержанием:
• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где
нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.
3. Проведение игр – соревнований.
• «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы)
Сроки выполнения: В течение учебного года
«Количество и счёт».1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по
ФЭМП:
• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)
• «Зоопарк» (счёт)
• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)
• «Путешествие на корабле»
2. Игровые математические знания с театрализацией:
• «Математика в сказках»
- «Стоит в поле теремок»
- «Колобок ищет друзей»
Сроки выполнения: В течение учебного года
«Ориентировка в пространстве».
«Ориентировка во времени».
. 1. Настольно – печатные игры :
• «Лото»
• «Парные картинки»
• «Домино»
• «Цветная мазайка»
• «Пазлы»
2. Дидактические игры :
• «Собери сказочного героя» (из частей)
• «Кто больше найдёт отличий?»( 2 паровоза, 2 собачки и т. д.)
• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)
«Пароход», и т. д. «Дом»• «Когда это бывает?» — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)
Сроки выполнения: В течение учебного года
Выставка детских работ: «шаг в математику».
Срок выполнения: АПРЕЛЬ 2017года
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста, и как средство формирования элементарных математических представлений»
4. Оформление папки-передвижки. Тема: ««Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»
5. Отчет-презентация по теме: «Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
6. Отчёт о проделанной работе за учебный год. 7. В течение года изучить литературу по теме самообразования.
Литература по теме:
1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.
3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А.
Смоленцева.
4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.
5. «Играем в числа» — серия пособий
6. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.
7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики
для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. —
256 с.
8. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических
представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного
образования. — М. : ВАКО, 2005 г. — 208