Юлия Кызъюрова
Самообразование «Развитие изобразительных умений и навыков у детей 5–6 лет посредством нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования : «Развитие изобразительных умений и навыков у детей 5-6 лет посредством нетрадиционных техник рисования».
Актуальность.
Публикация «Самообразование „Развитие изобразительных умений и навыков у детей 5–6 лет посредством нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
На начало года была проведена диагностика развития детей, она показала недостаточный уровень изобразительных умений и навыков. Поэтому было решено выбрать тему самообразования «Развитие изобразительных умений и навыков у детей 5-6 лет посредством нетрадиционных техник рисования». Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы.
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. По мимо этого изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей, копируя окружающий мир, они изучают его. Занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору материалов и традиционным способам рисования. Но учитывая рост потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Задача воспитателя – научить детей работать детей с разнообразными по качеству, свойствами материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
Нетрадиционное рисование – это свободный творческий процесс, здесь нет слова «нельзя», только существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.
Предполагаемый результат:
- Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.
- Желание и умение детей самостоятельно творить.
- Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, фантазии.
- Развитие интереса к художественной деятельности.
Цель: Развитие изобразительных умений и навыков у детей посредством нетрадиционных техник рисования.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Развивающие : формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; развивать художественный вкус, воображение и фантазию, изобретательность, пространственные представления; формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ; развивать желание экспериментировать.
Образовательные: закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; знакомить детей с многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними; закреплять приобретённые воспитанниками умения и навыки, создать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно – выразительными средствами, демонстрировать детям широту их возможного применения; помогать детям овладевать различными техническими навыками при использовании в изобразительной деятельности нетрадиционных техник.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Работа с родителями:
Информация в родительский уголок «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях», "Как научить ребёнка рисовать, если Вы сами этого не умеете?", «Развиваем воображение». Индивидуальные беседы по данной теме.
План работы с детьми.
Месяц Тема Цель
Сентябрь Изучение литературы. Подбор необходимого материала. Изготовление лэпбука «Нетрадиционные техники рисования».
Октябрь Чтение сказки «Листик», наблюдение за осенней природой Воспитывать интерес к осенним явлениям природы. Развивать видение художественного образа и замысла через природные формы.
Печать листьев «Осенний пейзаж» Познакомить с видом изобразительной техники – печать растений.
Рисование пальчиками «Ветка рябины» Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.
Ноябрь Чтение сказки «Цветик-разноцветик», рассматривание спектрального круга, радуги Закрепить представления о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими и ахроматическими цветами.
Смешивание цветов «Цветик-разноцветик» Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения.
Рассматривание клякс, беседа, чтение стихотворения Развивать воображение, фантазию. Познакомить с таким способом изображения, как кляксография.
Кляксография «Веселые кляксы» Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности.
Декабрь Шаблонография «Рисуем по шаблону» Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических фигур.
Рисование манкой, солью «Снежинка» Познакомить со способом рисования с помощью клея и манной крупы. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к художественному творчеству.
Открытка «Новогодний шар» (метод тычка) Познакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма.
Проступающий рисунок «Узор» Обогащать и расширять опыт художественный детей в работе с акварелью и восковыми мелками.
Январь Проступающий рисунок «Салют» Учить детей передавать впечатления о праздничном салюте. Закрепить свойства разных материалов.
Чтение стихотворения Ю. Мориц «Разговаривали вещи», беседа. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.
Рисование «Ожившая сказка» Учить передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью движения, мимики, цвета, дополнительных деталей.
Февраль Каракулеграфия «Волшебный карандашик» Развивать воображение, зрительную память. Поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое.
Рисование мятой бумагой «Создаем фон для будущей открытки». Учить смешивать краски на палитре, делая оттенок более светлым. Формировать художественно-эстетический вкус.
Рисование на мятой бумаге «Цветы для мамы» Познакомить с новым способом рисования на мятой бумаге. Развивать воображение, фантазию.
Март Нитеграфия «Волшебные ниточки» Познакомить детей с техникой рисования – нитеграфия. Показать возможность получения изображения с помощью нити.
Рисование поролоном «Плюшевый зайчик» Помочь освоить новый способ изображения, позволяющий передать фактурность внешнего вида объекта.
Набрызг, раскраски «Животные» Познакомить детей со способом раскрашивания – набрызг. Воспитывать аккуратность, внимание.
Апрель Раздувание краски «Весенние мотивы» Показать выразительные возможности нетрадиционного способа рисования. Развивать воображение, фантазию.
Оттиск печатками «Аквариум» Упражнять в технике печатания. Продолжать учить работать над композицией рисунка, развивать чувство цвета, пропорций.
Рисование цветными мыльными пузырями. Побуждать рисовать с помощью мыльных пузырей. Развивать интерес к изобразительной деятельности.
Май Чтение сказки «Крошка Енот», рассматривание иллюстраций пейзажа, наблюдение за отражением в лужах. Закрепить понятие о симметрии, знания о пейзаже, как жанре изобразительного искусства.
Монотипия «Пейзаж у озера» Развивать умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
Клеевые картинки «Витражи для окошек» Познакомить детей с понятием «витраж», техникой его выполнения. Учить детей умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона.
Вывод:
Сравнительный анализ диагностики выявил значительный рост уровня изобразительных умений и навыков, у детей появился интерес к художественной деятельности, что позволяет им творить. Также дети научились выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей.
Литература:
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. // Скрипторий 2003
Лыкова И. А. Занятия в ИЗОстудии. Карапуз, 2009.
Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001.
Выготский Л. Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб. : Союз, 1997
И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа – М. : Карапуз – Дидактика. 2009.
Альтшуллер Г. С. Использование нетрадиционных техник рисования. Работа с дошкольниками. 2007.
Интернетресурсы.