Мария Алёхина
Самообразование «Математическое развитие детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Специфика патологии развития детей с речевыми нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний, приобретения умений и навыков.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. У детей с ОНР отмечаются определнные трудности по некоторым параметрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению:
Публикация «Самообразование „Математическое развитие детей с ОНР“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- знания и представления об окружающем мире;
- умственные операции, действия и навыки;
- познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах и мотивации;
- регуляция поведения.
Таким образом, приняв за основу Программу Н. В. Нищевой, я разработала перспективный план с учётом коррекционно-речевых задач по формированию математических представлений у детей с недоразвитием речи
Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников с ОНР; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей с ОНР
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Подготовить д
5. Оформить в группе уголок «Центр занимательной математики»
6. Подготовить консультации для педагогов и родителей на тему
«Развитие математических представлений у детей с ОНР».
7. Разработать авторские игры по теме
8. Обобщить педагогический опыт
Литература:
1. Арапова – Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.
2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20-24.
3. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
4. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
5. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 4 и с 4 до 5 лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
6. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
План работы
Сентябрь • Диагностика формирования элементарных математических представлений
Октябрь • консультация для родителей «КАК ПОМОЧЬ ДОШКОЛЬНИКАМ С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ СФОРМИРОВАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»;
• консультация для воспитателей «Математика и речь»;
• Разработать и оформить игру «Готовим пиццу»
• Конкурс «Лего-проект»
Ноябрь • Оформление математического уголка в группе
• Создание картотеки математических схем и лабиринтов
Декабрь • Разработка игры «Разложи конфеты на стол» из бросового материала (счет, цвет)
Январь • Создание ММ игры по математике для детей старшего возраста с ОНР
• Подготовить презентацию «Развитие математических представлений у детей с ОНР»
Февраль • Создание картотеки дидактических игр по математическому развитию в средней группе онр;
• Оформить папку-передвижку «Играем вместе с детьми»
Март • Памятка для родителей «Математика- это интересно»;
• Интегрированное занятие «Путешествие в страну математики»
Апрель • Консультация для воспитателей «Формирования математических представлений у детей с ОВЗ»
• Оформление папки по самообразованию
• Конкурс по математике «Лисенок»
Май • Диагностика формирования элементарных математических представлений
• КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
«Математические игры по дороге домой»
1. Диагностика
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4—6лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем боль-ше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если
другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов, для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (но строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию, а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образо-вательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребенка математических представлений. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей.
Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
• наблюдение;
• проблемная (диагностическая) ситуация;
• беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
• подгрупповая;
• групповая.
Средний возраст
Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению.
Методы: проблемная ситуация.
Материал : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, форме, назначению».
Старший возраст
Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры.
Методы: проблемная ситуация.
Материал : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по форме».
В диагностике приняли участие 14 детей – это списочный состав группы
Таким образом, проведенная диагностика в сентябре 2018 года показала низкий уровень развития у двух детей и средний уровень у 6 человек в среднем возрасте. В старшем возрасте дети показали стабильный средний уровень развития математических представлений.
Диагностика проведенная по окончании учебного года, показала следующие результаты:
Средняя группа 9 человек
Низкий уровень -2 ребенка
Средний уровень – 5 человек
Высокий уровень- 2 ребенка
Старшая группа- 5 человек
Низкий уровень -0 человек
Средний уровень – 3 человек
Высокий уровень- 2 ребенка