Ирина Александровна
«Деньги». Фронтальное занятие по математике в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕНЬГИ
Ростов-на-Дону
2025
Воспитатель Лысогор Ирина Александровна
Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Раздел: математическое развитие.
Тема занятия: Деньги.
Форма организации: фронтальное занятие.
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)
Цель занятия: знакомство с монетами 1, 2, 5, 10 рублей и купюрами 50 и 100 рублей через рассматривание денег и беседу с воспитателем в ходе занятия.
Задачи занятия:
Обучающие:
-познакомить детей с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей
-познакомить детей с купюрами 50, 100 рублей
-познакомить с видами денег
Развивающие:
-установить связь между зарабатыванием денег и оплатой товаров и услуг
-уточнить знания о составе числа из двух, трёх, четырёх меньших чисел
-учить сравнивать монеты и купюры
-учить находить сходства и различия между монетой и купюрой
-обобщить знания о деньгах
-дать знание о том, что монеты и купюры можно назвать одним словом – деньги
-напомнить счёт в пределах 10
-напомнить сложение нескольких чисел в пределах 10
Воспитательные:
-воспитывать любознательность в ходе познавательно-игровой деятельности на занятии
-воспитывать способность налаживать положительные эмоциональные контакты со сверстниками;
-учить соблюдать правила поведения на занятии.
Планируемый результат занятия: По задачам.
Раздаточные материалы: мешочки с монетами и купюрами, спички, листочки бумаги, простые карандаши
Демонстрационные материалы: копилка
Оборудование: копилка, мяч, монеты, купюры, товары для магазина, ценники, спички
Предварительная работа: Чтение произведения А. Н. Толстого «Золотой ключик» и беседа по содержанию.
Словарная работа: раскрыть значение слова «купюра», уточнить значение слов «копилка», «деньги», «монеты».
Организационно-мотивационный
-настроить детей на предстоящую деятельность
-снять эмоциональное напряжение
-заинтересовать
-воспитывать любознательность в ходе познавательно-игровой деятельности на занятии
-воспитывать способность налаживать положительные эмоциональные контакты со сверстниками;
-учить соблюдать правила поведения на занятии.
- Доброе утро! Давайте дружно поздороваемся и улыбнёмся друг другу. Повторяйте за мной.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Чтобы узнать, какое у нас сейчас будет занятие, отгадайте загадку.
Плюсы и минусы, знаки деления,
Равенства знаки и умножения,
Всяких примеров, задач задаётся.
Как же наука такая зовется?
- Правильно. Это - математика. Как вы думаете, что делают на математике?
(ответы детей: Измеряют длину, считают, решают задачи и примеры, думают, мыслят.)
- Верно. Сегодня у вас будет занятие по математике. Но сначала я предлагаю вам сделать умственную разминку. Мы сыграем в игру «Скажи наоборот». Я назову слово и укажу на одного из вас. Тот, на кого я укажу, должен назвать противоположное по значению слово.
- Низ
- Ночь
- Крик
- Свет
- Слева
- Далеко
- Высоко
- Молодцы! Теперь сыграем в игру «Продолжи счёт». Я начну считать, а вам нужно будет продолжить на столько чисел, сколько я назову.
- Один, два.
- Шесть, семь
- Десять, девять
- Шесть, пять.
- Следующая игра на внимательность. Я задам задачку, вам нужно будет её решить и назвать ответ.
-Сколько рогов у двух коров? (4)
-Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
- Что находилось у Красной Шапочки в корзинке? (пирожки и горшочек масла)
- Что потеряла Золушка на балу? (туфельку)
-Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 3 вороны, 5 камней. Сколько птиц? Ответь скорей! (6)
-Какие камни в Чёрном море? (мокрые)
- Что в голове у Винни – Пуха? (опилки)
Основной
-воспитывать любознательность в ходе познавательно-игровой деятельности на занятии
-воспитывать способность налаживать положительные эмоциональные контакты со сверстниками;
-учить соблюдать правила поведения на занятии.
-познакомить детей с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей
-познакомить детей с купюрами 50, 100 рублей
-познакомить с видами денег
-установить связь между зарабатыванием денег и оплатой товаров и услуг
-учить сравнивать монеты и купюры
-учить находить сходства и различия между монетой и купюрой
-обобщить знания о деньгах
-дать знание о том, что монеты и купюры можно назвать одним словом – деньги
(внесение копилки)
- Ребята, дома я нашла неизвестный предмет. Уж и не знаю, что это такое… Я решила принести его в группу – может быть, вы расскажете мне, что это? Чтобы догадаться, послушайте загадку.
У меня есть чудо - кошка,
На её спине - окошко.
Я кладу туда монеты,
Чтоб потом купить конфеты.
- Ребята, что же это? (копилка) Для чего она нужна? (копить/собирать деньги)
Игра «что можно купить на деньги?»
- Давайте сыграем в игру. Я буду бросать вам мяч и спрашивать, что можно купить на деньги, а вы отвечайте.
(мяч бросить по очереди каждому ребенку)
(подведение итогов)
- Итак, на деньги можно купить:
Одежду, обувь, продукты питания, развлечения – сходить в кино, цирк, услуги – заплатить за горячую и холодную воду, за газ и электричество, за телевидение, Проезд в транспорте, Подарки, Блюдо в кафе или ресторане, Домашнее животное, Книги, Игрушки.
- После умственной разминки можно начать занятие. Вспомните, пожалуйста, правила поведения на занятии. (ответы детей: Сидеть тихо, не разговаривать, внимательно слушать, отвечать, когда спросят, поднимать руку, чтобы спросить или ответить. На столах ничего не трогать, пока не скажет воспитатель.)
- Молодцы, все правила перечислили. Теперь тихо садитесь за столы, спины держите прямо, ноги вместе. Руки положите на колени.
- Вам хочется узнать, что лежит в копилке? Давайте её откроем.
(каждому ребенку раздать по мешочку. в мешочке - раздаточный материал деньги: 1, 2, 5, 10 рублей - монеты; 50 и 100 рублей - купюры)
- Развяжите ленточку и посмотрите, что находится в мешочках.
(показать монету)
- Что это? Рассмотрите монеты, которые у вас есть. Что изображено на монете?
- Что означает герб? (он указывает на страну, в которой используют эти монеты) На что указывает цифра? (достоинство монеты)
- Какая монета самая маленькая по достоинству? (1 рубль)Какая самая большая? (10 рублей) Какие монеты больше 1 рубля и меньше 10 рублей? (2 и 5 рублей) Из чего сделана монета? (из металла)
- Перечислите, монеты какого достоинства у вас есть. (1, 2, 5, 10 рублей). Поднимите и покажите мне монету, которую я назову.
- 5 рублей
- 1 рубль
- 10 рублей
- 2 рубля
(показать купюру)
-Что это? (купюра) Это купюра. Купюрой называют бумажные деньги. Посмотрите, что изображено на купюре? (достоинство, здание) Купюры какого достоинства у вас есть? (50, 100 рублей) Из чего сделана купюра? (из бумаги)
- Скажите, чем похожи купюра и монета?
- Чем они отличаются?
- Как можно назвать монеты и купюры ОДНИМ словом? (деньги)
- Как вы думаете, как нужно относиться к деньгам?
(бережно, совершать обдуманные покупки, не доверять их чужим людям)
Физминутка на ковре
-Снять напряжение
-сменить вид деятельности
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 6 раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один рубль, два рубля, три рубля, четыре рубля (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка) ТАРЕЛОЧКИ
Вот мы туфельки купили! (указываем руками на обувь, выставляя на пяточку, то правую, то левую ногу).
Постановка проблемы
-воспитывать любознательность в ходе познавательно-игровой деятельности на занятии
-воспитывать способность налаживать положительные эмоциональные контакты со сверстниками;
-учить соблюдать правила поведения на занятии.
-познакомить детей с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей
-познакомить детей с купюрами 50, 100 рублей
-познакомить с видами денег
-уточнить знания о составе числа из двух, трёх, четырёх меньших чисел
-напомнить счёт в пределах 10
-напомнить сложение нескольких чисел в пределах 10
Дидактическая игра «Магазин»
-Ребята, посмотрите на стол. Это – прилавок магазина. Перечислите товары, которые продаются в магазине, отгадывая загадки.
1) не кисточка, не валик, внутри неё есть шарик (шариковая ручка)
2) нарисует он картину,
Натюрморт или пейзаж
Остроносый, тонкий, длинный
Деревянный … (карандаш)
3) уберёт в один присест
Даже кляксы может съесть
До чего хорош жевастик –
Мягкий, светлый, школьный… (ластик)
4) смотрите! – мы раскрыли пасть:
В неё бумагу можно класть.
Бумага в этой пасти
Разделится на части. (ножницы)
5) свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке (кисточка)
6) акварель, гуашь, пастель –
Это что? Скажи скорей! (краски)
- Обратите внимание, рядом с каждым товаром стоит ценник. Он указывает, какую сумму денег нужно заплатить за товар.
- Посмотрите на ценник и скажите, сколько стоит:
Ручка, Карандаш, Ластик, Ножницы, Кисточка, Краски.
-Чтобы купить какой-то товар, нужно посмотреть на его ценник, определить цену товара, а затем – отсчитать нужные монеты или купюры.
Ручка стоит 3 рубля. Но ведь такой монеты нет! Что же делать? (набрать сумму 3 несколькими монетами, заплатить монетами 1 и 2 рубля) Молодцы, верно! А скажите мне, пожалуйста, как нужно вести себя в магазине? (не толкаться, не шуметь, не кричать, ждать своей очереди) Правильно. Начнём играть. Я буду продавцом, а вы – покупателями. Денег давайте под расчёт – не больше, не меньше, а столько, сколько указано на ценнике.
Ознакомление с материалом
-воспитывать любознательность в ходе познавательно-игровой деятельности на занятии
-воспитывать налаживание положительные эмоциональные контакты со сверстниками;
-учить соблюдать правила поведения на занятии.
-уточнить знания о составе числа из двух, трёх, четырёх меньших чисел
-напомнить счёт в пределах 10
-напомнить сложение нескольких чисел в пределах 10
Дидактические игры со счётными палочками (спичками)
(раздать каждому по 5 спичек)
1) - Из 3 спичек сложите треугольник
2) - Добавьте 1 спичку и сложите квадрат.
3) - Из 4 палочек сложите флажок.
4) - Из 5 палочек сложите треугольник.
5) - Из 5 палочек сложите флажок.
6) - Из 5 палочек сложите 2 одинаковых треугольника
7) – Переложите 2 палочки так, чтобы получился домик
Дидактическое упражнение на сложение
- На листе можно нарисовать монетку, если подложить её под лист и водить карандашом по бумаге (показ)
- Сейчас я буду называть число. Вам нужно прорисовать на листе те монетки, которые нужно сложить, чтобы получить названное мной число. Например, я скажу число 3. Какие монетки нужно прорисовать?
- Прорисуйте монетки, которые в сумме дадут:
число 5, число 6, число 7, число 9, число 4
- Маша, из каких монет ты составила число 5?
-Кто сделал по-другому?
-Никита, из каких монет ты составил число 6?
-Кто сделал по-другому?
- Вика, из каких монет ты составила число 7?
-Кто сделал по-другому?
-Жора, из каких монет ты составил число 9?
-Кто сделал по-другому?
- Мирон, из каких монет ты составил число 4?
-Кто сделал по-другому?
-Вы молодцы! Листик с прорисованными монетками вы можете забрать домой и показать родителям. Научите их прорисовывать монетки, как вы сейчас научились.
Заключительный
Рефлексия
- Вот мы и поиграли. Скажите, что мы сегодня делали на занятии? Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
- Как называются бумажные деньги? (купюры) А металлические? (монеты)
- Как можно назвать купюры и монеты одним словом? (деньги)
- Вы все сегодня отлично справились. Послушайте, какое у вас будет домашнее задание: придумать и нарисовать монетку далекой волшебной планеты. Также придумайте, как ваша монетка будет называться.