Папки-передвижки

Самообразование «Игра как средство общения дошкольников»

Ирина Сидоренко
Самообразование «Игра как средство общения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской области ДО № 2

Воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна

Самообразование

Тема: Игра как средство общения дошкольников.

Цель: Создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры. Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности. Формирование у детей социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Публикация «Самообразование „Игра как средство общения дошкольников“» размещена в разделах

Задачи: Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Разработать перспективное планирование и проведение игр. Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности. Распространение опыта своей работы. Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой». Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении. Воспитание желания и умения совместно играть. Воспитание навыков коллективной игры (умение договорится, распределять роли, радоваться успехам товарища). Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями, и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания.

Актуальность темы:

«Научись любить и понимать людей,

и рядом с тобой всегда будут друзья».

Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения.

Ребенку, который не доиграл в детстве, будет труднее налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый жизненный опыт совместной игры со сверстниками. В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра- это самосовершенствование, стремление стать лучше.

В настоящее время игровой деятельности придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом.

Гипотеза: Развитие общения и воспитания детей в игре будет эффективно, если обеспечить систему использования игр на занятиях, в повседневной жизни, комплексное решение задач относительно развития психически познавательных процессов.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств. Главным видом любой деятельности у дошкольника является игра. Таким образом, игра занимает ведущую роль в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Основные принципы развивающих игр: совмещение элементов игры и непосредственной образовательной деятельности, переход от игр забав через игры задачи к познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.

Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру не остается времени - родители поставлены в жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование. Попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство - важная задача педагога. Нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Ему важно, чтобы с ним играли, дали возможность поиграть с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и испытать очень важное чувство- чувство коллективизма. Важным моментом, определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является поведение взрослого во время игры. Воспитатель чаще всего выступает в роли «учителя» - требует, задает, оценивает. В совместной игре позиция меняется на «игрового партнера», с которым ребенок чувствует себя на равных, не будет давления со стороны педагога. Можно сделать вывод, что воспитатель должен играть с детьми для того, чтобы они овладели игровыми умениями. Комфортная жизнь ребенка в условиях детского сада зависит еще и от того, сумеет ли он развернуть совместную игру со сверстниками. Дети должны обговаривать свои действия, момент принятия той или иной роли, обговаривать события. В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе. Группа во главе с лидером – лучшая, наиболее естественная модель социализации ребёнка, принятия им норм общения и взаимодействия с людьми. Общение со сверстниками занимает ведущее место в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Игры способствуют реализации творческих сил, духовных потребностей, эмоциональному раскрепощению ребёнка и повышению его самооценки.

Для того, чтобы дети стали сотрудничать в игре нужно начиная с раннего возраста при формировании игровых действий одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, где формируется его личность. Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия: играя, ребенок все лучше овладевает ими. Игра становится для него своеобразной школой жизни. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое весь духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников :

- сюжетно-ролевые,

- театрализованные,

- подвижные,

- дидактические.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность. Если ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик вместо того, чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании.

Сюжетно- ролевые игры. Сюжетно-ролевая игра-первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра- любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни,раскрыть малышам многообразие мира игры. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т. д.) - одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д., общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д.).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Театрализованные игры - Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию. Большое внимание я уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью я широко использую игры-драматизации. Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является поведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре. Я даю ребенку различные роли, а для того,чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использую костюмы и различные атрибуты. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать свое поведение,чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли, так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встает необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.

Вывод: Игровое общение обеспечивает саморазвитие личности. Сущность игры в ее процессе, игра вырабатывает механизмы саморазвития, ребенок в игре постигает жизненный смысл, приобщается к ценностям коллектива. Игра конкретна, ситуативна, неповторима. Роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими. Особое значение уделяют ролевым играм, в центре которых ставят личностный и межличностный подход, психологию отношений. Жизненная позиция никем и ничем не задается, а вырабатывается лично каждым субъектом.

Целью программы стало изучение возможности игры. Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач: наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и эмоционально комфортным содержанием; выявить творческие возможности детей дошкольного возраста посредством игр; сформировать основы «игровой культуры»; создать условия для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; расширить кругозор ребенка посредством игры; развить коммуникативные способности детей; сформировать художественно – эстетический вкус детей дошкольного возраста.

Подготовительный этап, включает в себя несколько задач: познакомить с разнообразием игр; раскрыть индивидуальность каждого ребенка; развить основы коллективных отношений. И основная задача воспитателя, на этом этапе, не объяснять как надо играть, а принимать позицию партнера, играть вместе с ребенком. К концу подготовительного этапа дети должны знать и соблюдать при организации игр «главные правила»; уметь выбрать среди участников игры «водящего», «голящего» с помощью разнообразных считалок; принимать активное участие в игровой деятельности; иметь навыки совместной, коллективной деятельности. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения. Продолжать работу по развитию личности в коллективе и формированию внутриколлективных отношений продолжает общеразвивающий этап. Он также включает в себя следующие задачи: обучать детей основным приемам проведения игры; реализовать творческие возможности ребенка путем самостоятельного проведения игры под руководством воспитателя.

На данном этапе следует постепенно переходить к более сложным способам игры, используя для этого особые формы игры и развертывая сюжет. Игровая методика данного этапа направлена на пополнение запаса игрового материала, овладения навыками проведения игры. К концу общеразвивающего этапа дети должны : уметь быть участником и организатором игр; проявлять фантазию и творчество; иметь навыки коллективной деятельности; активно участвовать в различных формах социально- культурной деятельности.

И заключительный этап программы: практико - действенный этап. Задачи этого этапа: закрепить полученные знания, умения, навыки; создание творческого коллектива. На данном этапе большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, формированию художественно- эстетических вкусов и нравственных качеств воспитанников. Ребенок должен научится согласовывать игровые действия с партнерами. Для этого следует приучать его пояснять смысл игровых действий. В конце этого этапа дети должны уметь использовать многообразие игр в предлагаемых обстоятельствах; принимать участие в игровых программах.

Исходя из тестовых опросов родителей, которые проводились с родителями, я сделала вывод, что сегодняшнему родителю, живущему в условиях современной жизни, где появляются такие конкуренты, как компьютер и электронные игры, ради сохранения добрых и здоровых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность. Обогащать своё родительское поведение навыками игрового, а не только директивного общения.

Детская игра всегда одновременно существует как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей, с другой — она всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются полученные знания и умения, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Сентябрь

-Работа с документацией.

-Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

-Знакомство и анализ документации.

-Планирование работы с детьми на новый учебный год.

-Подбор материала.

-Изучение литературы по теме.

Октябрь

-Разработка дидактического материала для игры «Домашние животные»

-Через игру изучить части тела, способы передвижения. Кто что ест и как говорит. Словообразование (назови ласково, один-много и т. д.). Составление словосочетаний, предложений, рассказов.

Ноябрь

-Разработка дидактической игры по ЗОЖ «Будь здоров»

-Подбор материала по теме.

-Изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей

Декабрь

-Изготовление дидактической игры «Продукты питания»

-Развитие игровой деятельности дошкольников

-Работа над темой «Классификация театрализованных игр»

-Подбор материала по теме.

-Через различные формы театральной игры совершенствовать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Январь

-Работа над созданием методических папок.

-Подбор материала.

-Накопление опыта

-Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».

Февраль

-Подбор материала.

-Разработка картотеки «Игры на сплочение детского коллектива»

-Подбор материала

-Научить устанавливать доверительный контакт друг с другом, оказывать взаимопомощь, прислушиваться к мнению партнера.

Март

-Изучение методической литературы «Игры-забавы на участке детского сада»

-Чтение литературы, подбор материала.

-Формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе.

-Работа над картотекой игр по ФЭМП

-Подбор материала

Апрель

-Разработка дидактической игры «Космос»

-Закрепить и систематизировать представления детей о космосе, аппаратах для его исследования и космонавтах

-Разработка картотек:

подвижные игры;

сюжетно-ролевые игры;

пальчиковые игры;

дидактические игры.

Май

-Работа над картотекой дидактических игр по патриотическому воспитанию

-Подбор методической литературы

-Формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине.

Отчет по самообразованию

по теме: «Игра как средство общения дошкольников».

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Несомненно, игра имеет наиболее существенное значение для формирования основных психических функций и процессов ребенка-дошкольника. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

Мое внимание привлекла тема «Игра как средство общения дошкольников», так как в раннем возрасте игра является основным видам деятельности детей, и именно через игровую деятельность ребенок познает мир.

Свою работу я начала, с изучения методической литературы по данной теме. Мною был составлен план самообразования на тему «Игра как средство общения дошкольников». Составлены картотеки и подборки различных игр: пальчиковые игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые, дидактические, народные, игры на подражание.

Свою работу с детьми я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста пальчиковых игр. Затем постепенно вводила новые виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольные печатные; словесные игры, подвижны игры, игры на подражание, народные игры.

Для работы использовала следующую литературу:

Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М. : Просвещение, 2001.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008.

3. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. К. Бондаренко, - М. : Просвещение, 2003.

4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 2006. - № 6.

5. Никитин Б. П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М. : Педагогика, 1985.

6. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 2005.

7. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Педагогика, 2007.

8. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. - М. : Просвещение,2009.

9. Караманенко Т. Н. Кукольный театр - дошкольникам. - М. : Просвещение, 2009.

10. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М. : Просвещение, 2012.

11. О. А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка».

«Игры-забавы на участке детского сада».

12. О. А. Скорлупова, Л. В. Логинова. Педагогическое руководство играми детей

дошкольного возраста.

14. О. В. Дыбина. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с

предметным миром».

15. Степаненкова Э. Я. «Методика проведения игр», М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

Публикации по теме:

Игра как средство общения дошкольника Игра как средство общения дошкольников Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха.

Игра как средство общения и развития ребёнка Игра как средство общения и развития ребёнка Киселева Наталья Игра как средство общения и развития ребёнка «Без игры нет и не может быть.

Консультация «Игра, как средство общения с детьми» Одной из программных задач организации жизни детей 3-4 лет,является формирование умения играть рядом, не мешая друг другу, то есть развивать.

Консультация для родителей «Игра как средство общения дошкольников» Консультация для родителей: «Игра как средство общения дошкольников». Консультацию подготовила: воспитатель Зимина Оксана Юрьевна.

Консультация для родителей «Игра как средство общения дошкольников» Цель: Способствовать общению детей через разнообразные виды игр. Задачи: 1. Формировать у ребенка интерес к игре, желание участвовать в.

Консультация «Игра средство общения детей» .

Консультация «Игра как средство общения дошкольников» Консультация Игра как средство общения дошкольников Консультацию подготовил: Воспитатель: Власова Ольга Викторовна.

План по самообразованию «Игра как средство общения детей» на 2018–2019 г. Актуальность темы Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Игра имеет важное значение.

Самообразование «Развивающие игры как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Самообразование Урмантаевой Венеры Сапаргалиевны воспитателя МБДОУ «Д/с № 5 «Теремок» Тема: «Развивающие игры, как средство формирования.

Консультация «Игра, как средство общения детей» План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год Тема: "Игра как средство общения детей" Воспитатель: Иванова А. С Начало работы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование «Игра как средство общения дошкольников»
Опубликовано: 3 июля 2019 в 09:55
+333Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование «Игра как средство общения дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сидоренко (УИ 1342798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД