Ирина Штефан
Формирование предпосылок к учебной деятельности через обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самообразование педагога
«Формирование предпосылок к учебной деятельности через обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Штефан Ирина Александровна
Образование — высшее,
1 квалификационная категория.
Работа начата -01.09.2019 г.
Предполагается закончить -30.05.2021 г.
Актуальность
Публикация «Формирование предпосылок к учебной деятельности через обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.
Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.
Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.
Цель: Способствование развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.
Задачи:
1. Формировать у детей умение выделять в произношении заданный звук сравнивать звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении.
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные дидактические игры.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
Планируемые результаты
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение»;
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
- по слоговые и слитные способы чтения.
Форма самообразования : индивидуальная.
Срок реализации программы 2 года.
№ Сроки Мероприятия Практический выход
1 Сентябрь - октябрь Составить план по самообразованию
Спрогнозировать результаты самообразования
Подобрать и изучить литературу
Подобрать дидактический материал, оборудование
Консультация для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
2 Ноябрь Изучить методическую литературу
Публикация в электронных СМИ
Индивидуальная работа с детьми
3 Декабрь - январь