Наталья Заварзина
Самообразование и самопознание в становлении педагога.
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данной статье рассмотрена роль и ответственность личности педагога, который, по сути, играет ведущую роль в становлении другой личности. Заставляет задуматься над мыслью: Что во мне хорошего-и что плохого?» Под профессиональным самосознанием рассмотрены не только профессиональные знания и специальные знания о том, как надо применить профессиональные знания, а прежде всего это суммарный опыт человека.
Ключевые слова: современный педагог, активность педагога, подготовка специалистов, профессиональные компетенции, коммуникативные технологии.
Публикация «Самообразование и самопознание в становлении педагога,» размещена в разделах
В условиях современной жизни особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, компетентных, свободно владеющих своей профессией. Педагог обязан постоянно работать над собой. Увеличение интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из основных задач образования. Педагог, не испытывающий потребности в саморазвитии, не способен в своей профессиональной деятельности обеспечить и развитие ребенка. Чтобы успешно реализовать себя в профессии -важно обладать следующими личностными качествами: внимательностью, отзывчивостью, ответственностью, тактичностью, терпеливостью, общительностью. Педагогу необходимо иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Также обладать общими и профессиональными навыками, включающими в себя способность понимать сущность и социальную значимость своей профессии; проявлять к ней интерес; организовывать собственную деятельность; определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решение в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации; использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования своей профессиональной деятельности.
Педагог имеет дело с самым сложным, и дорогим, в жизни – с детьми. Если ранее, необходимыми и самыми главными качествами педагога были доброжелательность, любовь к детям, которые и в современном мире являются незаменимыми основными характеристиками, то сегодняшний день, педагог, решающий проблемы развития образования детей, должен обладать такими профессиональными качествами, которые в большей степени будут способствовать содержательной, насыщенной положительными эмоциями, радостной жизни ребенка. Самообразование — основа роста педагога как профессионала своего дела. От педагога, его мастерства, искусства, мудрости зависит жизнь, здоровье, судьба, характер, воля, место и роль в жизни. Результат труда педагога проявляется не сразу, а через года. В профессии токаря- он видит конечный результат своего труда сразу. А педагог? Объектом труда педагога является постоянно меняющийся ребенок - это большая ответственность.
Профессиональное самовоспитание педагога невозможно, если он сам не видит проблем в своих знаниях по педагогическим наукам и методике. Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Прежде чем приступить к самообразованию, необходимо проанализировать свою работу за определенный период. Получить объективную оценку и рекомендации от наставников по улучшению своей деятельности. Важным пунктом профессионального самосовершенствования и самообразования считают целенаправленную познавательную деятельность педагога по применению педагогического опыта, методологических и специальных знаний, профессиональных умений необходимым для педагогического процесса.
Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе систему мотивов. Обычно, источником самовоспитания является потребность в совершенствовании. Педагог должен знать направленность на профессию, особенности развития психических процессов, а также уметь слушать и слышать собеседника, выступать перед другими. Важный способ познания себя – сравнение с другими.
Профессионализм характеризуется как общая способность педагога оценивать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессионализма, может быть, достигнут при условии непрерывного образования, развития профессионального сознания и мотивации педагогической культуры.
В связи с вышесказанным, становление новой системы образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать, контролировать педагогическую систему работы, основанную на научных позициях, но, самое важное, педагог должен осознавать значимость своей профессиональной деятельности в социуме.