Кадиша Ихсанова
«Применение интерактивных технологий при изучении предмета «Самопознание» (обобщение опытом)
▼ Скачать + Заказать документы
План выступления:
1. Что такое интерактивные технологии?
2. Виды интерактивных технологий…
3. Интерактивные технологии на самопознании (обобщение опытом)
4. Инновационные технологии
5. Практическая работа
6. Полезные советы для учителя самопознания
1. Что такое интерактивные технологии?
Публикация «„Применение интерактивных технологий при изучении предмета „Самопознание“ (обобщение опытом)» размещена в разделах
Главной отличительной чертой интерактивных технологий обучения является инициативность воспитанников в учебном процессе, которую стимулирует учитель. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску.
Ключевая особенность интерактивного обучения в том, что это Процесс Открытия, когда воспитанники овладевают навыками обучения через взаимодействие и диалог.
Использование интерактивных технологий на самопознании позволяет :
- повысить эффективность обмена информацией воспитательного и учебного характера;
- воспитанникам осуществлять самоконтроль, применяя полученные знания на практике.
Кроме того, интерактивная технология обучения способствует скорейшему умственному развитию ребенка. К тому же обмен информацией между воспитанниками и учителем повышает уверенность ребенка в правильности сделанных им выводов.
2. Виды интерактивных технологий
Для эффективной подачи знаний на уроках по самопознанию учитель использует :
• работу в малых группах, разбивая детей на пары, тройки и т. д. ;
• методику карусели;
• эвристические беседы;
• лекции, изложение которых является проблемным;
• методику мозговых штурмов;
• деловые игры;
• конференции;
• семинары в форме дебатов или дискуссий;
• средства мультимедиа и др.
3. Интерактивные технологии на самопознании
(обобщение опытом)
• Игра (настольные, компьютерные, телевизионные, психологические, ролевые, сюжетные, предметные, имитационные, обучающие, диагностические, обобщающие, развивающие, тренинговые). Игра «Найди вторую половину». Раздаю одну половину открытки, а другая половину нужно найти среди друзей. Соединить две половины открытки. Дети находят своих друзей, поднимая вверх получившуюся открытку. А теперь, когда образовались пары, взявшись за руки, играем в хлопки под ритмичную музыку (вместе ладошки, по- одной, накрест, и снова вместе ладошки).
• Работа в парах или группах позволяет всем воспитанникам (даже самым стеснительным) практиковать межличностные отношения и навыки сотрудничества. В частности, это находит выражение в умении слушать и спокойно разрешать все возникающие разногласия. Тема «Природа и Здоровье №28» Задание: дети делятся на группы («Созвездие», каждая группа разыгрывает ситуацию по темам: «Занятия спортом», «Поведение в лесу» «Личная гигиена» и т. д. Перед каждой парой лежит рисунок варежки. Они бесцветные, без узоров. В каждой паре дети договариваются, как будут украшать эти варежки. Каждый ребенок в паре раскрашивает свою варежку, но узоры должны быть одинаковые и красивые.
• Мозговой штурм. Предлагается детям выдвигать большое количество вариантов решения той или иной задачи, среди которых могут быть и самые фантастические. После этого из всех идей отбираются наиболее удачные, которые и позволят ответить на поставленный вопрос.
Например : «Если бы я был волшебником…»
• Творческие задания (просмотр видеопритчи «О добродетеле и добре»; обсудить чувства, вызванные этой притчей; вспомнить людей, которые доставляют нам радость. Сочинить собственную притчу на эту тему)
• Карусель ( воспитанники образуют два кольца: внешнее и внутреннее). Дети, которые образуют внешний круг через каждые 30 секунд постепенно перемещаются по кругу. Внутреннее кольцо составляют неподвижно сидящие дети, ведущие диалог с теми, кто оказался напротив их. В течение 30 секунд происходит обсуждение того или иного вопроса, когда каждый из воспитанников старается убедить собеседника в своей правоте. Методика «Карусель» позволяет отработать темы «Я помощник», «Разговор на улице» и т. д. Ребята беседуют с большим увлечением, и весь урок проходит не только динамично, но и весьма результативно.
• Конференции (пресс-конференция на тему «Матушка-Природа»)
• Используется интерактивная технология «Интервью» - на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
• Ключевые слова (для закрепления материала «Учимся понимать и прощать»)
ДРУЗЬЯ
ИГРУШКИ
ССОРА
ПРИМИРЕНИЕ
Существуют самые разнообразные интерактивные технологии.
И применение каждого из них дает возможность не только развить у ребят коммуникационные навыки и умения, но и дать активный толчок к социализации личности, развить умение работать в команде, а также максимально ликвидировать психологическое напряжение, возникающее между педагогом и детьми.
4. Инновационные технологии
• С использованием интерактивных и информационных технологий эффективность методов современной педагогики возрастает.
• Именно инновационные технологии позволяют раскрыть педагогические, дидактические функции, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Наш век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.
• Практически на каждом занятии по самопознанию можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Дети на примере учителя должны знать, что компьютер – умная машина предназначена не только для игр.
• При помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать картины, рисовать газеты, разбирать проблемные ситуации, смотреть познавательные истории, проводить релаксации и музыкальные игры, физминутки и т. д.
Проблемная ситуация (показать, как помогают инновационные технологии в психологическом понимании мтериала) : Дружок ссорится с сестрами, дразнит их, мешает им играть…Не слушает родителей…
- Как вы думаете, как можно наладить взаимоотношения в семье?
- Разбор ситуации.
5. Практическая работа
Интерактивная технология : «Викторина».
Учитель – это наше всё. Учительский труд почётен и благодарен. К педагогу всегда особое отношение – ему доверяют, его ценят. Учитель должен быть грамотен, идти в ногу со временем.
-Как называется созвучие в окончаниях двух или нескольких слов?
-При помощи какого волшебного предмета Оле-Лукойе из сказки Андерсена посылал детям сказочные сны?
-Какой спортсмен ходит сидя?
-Как называют человека, который сопровождает туристов и знакомит их с местностью?
-Когда в Казахстане наступает Новый год?
-В какой стране проходят в данное время Летние ОИ?
7. Полезные советы для смелых учителей самопознания
1. Если вы испытываете затруднения в работе,
то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче!
2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос.
Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью…
3. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
4. Создайте условия для активной самостоятельной деятельности каждого ребенка.
5. Контролируйте эмоциональное состояние каждого воспитанника и группы.
6. Развивайте индивидуальные творческие способности детей.
7. Проводите анализ ситуаций во время занятий.
8. Позитивно относитесь к жизни!
УДАЧИ И УСПЕХОВ В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ!