Елена Фарактинова
Доклад из опыта работы «Ведущая роль семьи в становлении личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство является одним из наиболее значимых периодов в развитии ребёнка. Именно в это время закладывается базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта
(чувства, отношения, знания, умения и т. д.)
Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей, а также лежащей в его основе системой ценностей.
Публикация «Доклад из опыта работы „Ведущая роль семьи в становлении личности дошкольника“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ведущую роль в становлении личности дошкольника играет семья. Именно в семье на основе наблюдаемых ребёнком форм поведения взрослых, формируется личность ребёнка.
Знакомство детей с миром и формирование доброго отношения к нему начинается в семье – с ласковой улыбки матери и отца, их ласковых слов. Первое слово, которое дарят ребёнку родители, - его имя. В нём – выражение родительской любви, представление о будущей судьбе ребёнка. Но ребёнок не только слышит ласковое, доброе слово – он учится его произносить, а также понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства. Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню. Первая песня, которую поёт ребёнку мать, - колыбельная. В ней воплащяется материнская нежность, забота, любовь и надежда, она рождает умиротворение.
Первоначальное – эмоциональное – восприятие может стать прочным фундаментом для их последующего осмысления в школе и формирования системы ценностей, стимулирующих к самосовершенствованию, и самоутверждению.
Восприятие и освоение ценностей осуществляется в различных видах деятельности : в игре, чтении, наблюдении, конструировании, эстетической, изобретательной и трудовой деятельности. При поступлении в детский сад расширяется сфера эмоционально – практического взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для него видах деятельности.
В каждом возрасте ребёнок способен, что-то прочувствовать, сопереживать. В детском саду ребёнок получает умение слушать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию.
В общении детей с взрослыми в качестве главного мотива выступает деловое сотрудничество. Присутствие на занятии родителей и совместное с ними выполнение рисунка, аппликации, чтение книги, создают условия для удовлетворения потребности детей в общении с взрослыми. Для ребё нка велико значение оценки взрослого: правильно – неправильно, хороший – плохой, добрый – злой и т. д. Это связано с формированием у него желания быть таким, как взрослые. Стремясь заслужить похвалу ребёнок пытается воспроизвести нормы поведения взрослого и контролировать правильность своего поведения.
В процессе общения с взрослыми и сверстниками уточняется самооценка, формируются такие социальные чувства как стыд и совесть.
Я, считаю, что самое главное в воспитании, это то что мы должны любить и понимать своих детей.