уд
Роль и место самообразования и самопознания в становлении педагога-профессионала
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогу необходимо постоянно работать над собой. Чтобы успешно овладеть профессией важно обладать следующими личностными качествами: внимательностью, отзывчивостью, ответственностью, тактичностью, терпеливостью, общительностью. Педагогу необходимо иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Также обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность понимать сущность и социальную значимость своей профессии; проявлять к ней интерес; организовывать собственную деятельность; определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решение в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации; использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Публикация «Роль и место самообразования и самопознания в становлении педагога-профессионала» размещена в разделах
Педагог имеет дело с самым сложным и бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От педагога, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, место и роль в жизни, счастье ребенка. Результат труда педагога проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А педагог? Объектом труда педагога является постоянно меняющийся ребенок. Это огромная ответственность.
Профессионализм выражается в умении успешно решать разнообразные педагогические задачи, в умении организовать педагогический процесс. Но суть состоит в тех качествах личности, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. Именно поэтому педагогу необходимо постоянное самовоспитание и самообразование для успешной педагогической деятельности.
Профессиональное самовоспитание педагога невозможно, если он сам не видит проблем в общепедагогических знаниях, в знаниях по педагогическим наукам и методике. Прежде чем приступить к самовоспитанию, необходимо проанализировать свою работу за определенный период. Получить объективную оценку и рекомендации наставников по улучшению своей деятельности. Таким образом, педагог совершает рефлексию. Важным компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания является самообразование, под которым понимают – целенаправленную познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками необходимыми для педагогического процесса.
Самообразование – это основа роста педагога как специалиста. Педагог способен воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. Необходимо следить за научными достижениями в своей области и внедрять их в практику. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. В реальной практической деятельности при многочисленных обязанностях отнимающих много времени у педагога может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел. Соответственно, его оценка и оценка самого себя носит фрагментарный ситуативный характер.
Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе сложившуюся систему мотивов. Обычно, источником самовоспитания является потребность в совершенствовании. Существуют также внешние факторы. К внешним факторам самовоспитания относятся : педагогический коллектив, стиль руководства, фактор свободного времени. В процессе самовоспитания выделяют три взаимодействующих этапа:
1) самосознание;
2) самопрограммирование;
3) самовоздействие.
Профессиональному самосознанию поможет курс психологии. Педагог должен знать направленность на профессию, особенности развития психических процессов, а также уметь слушать собеседника, выступать перед аудиторией. Важный способ познания себя – сравнение с другими.
Самопрограммирование - это своего рода материализация собственного прогноза, усовершенствование своей личности. Можно составить план работы над собой – максимум и минимум. Примером самовоздействия может быть : самоприказ, самопринуждение, самоуговаривание, самоубеждение, самовнушение, самопоощрение.