Акматова Айнура Асанкуловна
Эссе «Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
"Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им".
Г. Гегель.
Когда наступает пора определения жизненных приоритетов, границ и целей, наступает очень важный период, когда от сделанного выбора зависит вся дальнейшая жизнь. В мире существуют тысячи профессий, и выбрать одну и на всю жизнь, конечно, сложно. Но, все же, есть такие, счастливые профессии, которые вызывают у окружающих людей некий восторг и на мой взгляд это - воспитатель детского сада. Воспитатель, учитель — это люди, в которых общество нуждалось всегда. Так сложилось в мире, что когда еще не было профессий, никто не учился различным специальностям в вузах, всегда находились в народе мудрецы, старейшины рода и племени, которые отличались особенной мудростью и слыли как учителя, воспитатели младшего поколения. Для чего мы приходим в этот мир? Этот вопрос, наверное, заставляет задуматься многих из нас, как найти своё, то единственное место в жизни и понять, а правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос всегда остаётся загадкой. А может это судьба? У каждого из нас, это происходит по-разному. Мой путь, путь воспитателя оказался очень долгим. Возможно, я просто не осознавала, что это именно то, что мне необходимо. Помните, в известной песне Игоря Талькова, есть такие строки: «У каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы на миг объединиться… .» Для меня таким заветным местом, стала планета под названием - Детский сад. Сюда я прихожу каждый день, ведь меня ждут самые милые, интересные и любознательные люди на ЗЕМЛЕ – мои воспитанники! Свою профессию я выбрала по велению сердца. Всё больше и больше убеждаюсь в правоте слов римского историка Саллюстия: «Каждый человек – творец своей судьбы», и я творю свою судьбу сама. Мне нравится то, что в моей профессии невозможно остановиться, здесь нужно постоянно «расти», как растут дети, пришедшие в детский сад.
Публикация «Эссе „Речь воспитателя-образец в становлении в речи ребенка“» размещена в разделах
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей, но одним, из важных образцов для подражания воспитанника, является красивая и чистая речь воспитателя, которой он должен владеть в повседневном общении с детьми. Она должна служить образцом не только для детей, но и для их родителей: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Как ни странно, но культуре речи человека, всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так, как она свидетельствует о его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива. И кто, как не воспитатель обязан владеть культурой речи? Моя специфика педагогической профессии заключается в постоянном деятельном контакте с людьми. Поэтому у меня, как ни у кого другого, культура речи должна быть на высоком уровне. Одной из первостепенных моих задач это - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить чаще, перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Не форсирую ли я звук, когда обращаюсь к детям? Может ли, служить моя речь образцом для ребят?
Искоренять в своей речи - частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Полечка, вымой ручки; Андрюшенька, убери чашечку со стола.);использование лишних слов (ну, вот, так сказать, значит); в общении со старшими детьми - подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав?).
Обходить бедность языка: сюсюканье, слащавость; многословие; чрезмерная лаконичность; скороговорки, крикливость; шепелявость, гнусавость; злоупотребление иностранными словами; жаргонные слова.
Стараюсь всегда помнить: чем богаче твой лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. А чтобы обогатить свой лексический запас, неустанно продолжаю совершенствовать свою речь, прочитывая ежедневно ту или иную литературу. Учитываю все ошибки и погрешности, борюсь с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования, вырабатываю план и организовываю работу по их устранению, я четко понимаю, что мои ошибки могут повлечь за собой сотни ошибок в речи моих воспитанников. Правильная речь-это великая сила человечества, но не каждый сможет с ней управиться и направить ее в нужное русло. Лишь только те, кто много старается, прилагает большие усилия сможет овладеть этим чудом! Знаменитый, некогда лозунг вождя пролетариата: «Учиться, учиться и учиться», сопровождавший меня на протяжении десяти лет обучения в школе, не перестает быть для меня и сегодня актуальным. По тому, что и как мы говорим и пишем, о нас складывается впечатление у окружающих. Поэтому грамотная речь и умение контролировать ее – важнейший навык любого современного человека. В моем понимании, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира педагога, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов. Существует много средств и способов для того, чтобы сделать речь выразительной, яркой, правильной. Главное – это желание работать над собой и не останавливаться, на достигнутом. Благодаря постоянному упорству и самообразованию в этом направлении, моя эмоциональная, коммуникативно-целесообразная речь педагога, позволит мне эффективно воздействовать на разум и чувства ребенка, воспитывать гармоничную личность, выражать, себя всю целиком: свою душу, интеллект, эмоции, волю, характер, темперамент, отношение к воспитанникам и образовательному процессу и в конце концов, для меня владение образцовой речью — это показатель моей профессиональной подготовленности, мой нравственный и общественный долг.