Людмила Кислицына
Конспект занятия «Русские народные сказки в творчестве художника-иллюстратора Е. М. Рачёва»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить с творчеством художника-иллюстратора Е. М. Рачева.
Задачи:
- учить понимать содержание рисунков, всматриваться в образы, созданные художником;
- учить сравнивать героев разных сказок и анализировать их поступки;
- расширять представления о многообразии художественных выразительных средств;
- воспитывать эмоциональное восприятие иллюстраций, внимательное, осмысленное отношение к рисункам в книге.
Публикация «Конспект занятия „Русские народные сказки в творчестве художника-иллюстратора Е, М, Рачёва“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Художники-иллюстраторы для детей
- Темочки
Оборудование: презентация, карточки для д/игр, костюмы для инсценировки сказки «Лиса и журавль», комплект иллюстраций Е. М. Рачева к сказкам, иллюстрированные книги «Терем-теремок», «Летела сова-веселая голова», и др., детские рисунки для выставки.
Орг. момент
-Ребята, сегодня у нас особенное занятие, давайте поприветствуем гостей, которые сегодня к нам пришли.
Вступительная беседа
-Послушайте стихотворение, из которого вы узнаете о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Люблю я слушать старины преданья
Из глубины веков, от точки мирозданья.
В них мудрость предков собрана для нас,
И вроде прост сюжет и незатейлив сказ,
Но вьётся ниточка, как чистый ручеёк,
Событий сказочных указывая срок,
Спешит за нитью брошенный клубок,
Наматывая серебро волшебных строк.
И ты уже не можешь оторваться,
И хочется скорее оказаться
Среди волшебных шепчущих дубрав,
Где каждый листик свой имеет нрав,
Где зло всегда наказано добром,
Где скуки не найдёшь ты днём с огнём,
Где смелость трусости даёт неравный бой,
А жадность, лесть наказаны с лихвой,
Где правда побеждает ложь и наговор,
И справедливость там всегда даёт отпор.
Сообщение темы занятия
- Ребята, о чем это стихотворение? (о сказке)
- А знаете ли вы, что такое сказка? (Сказка - вымышленная история, жанр устного народного творчества)
- Для определения точного значения этого слова, нам конечно нужно обратиться к толковому словарю (Ефремовой).
СКАЗКА
Женский род
1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выдумка, неправда, ложь разг.
- Вспомните, какие бывают сказки? (Авторские и народные).
- Какой должна быть книга для детей по вашему мнению? (Красивой, с рисунками, интересной).
- Что обязательно должно присутствовать в книге? (Рисунки, иллюстрации).
- Как называется человек, иллюстрирующий книгу? (Художник – иллюстратор).
Дидактическая игра «Что нужно художнику для работы?»
Дети выбирают нужные картинки (Гуашь, тушь, пастель, акварель, карандаш, масляные краски).
Дидактическая игра «Что нужно художнику для работы?»
Дети выбирают нужные картинки (Гуашь, тушь, пастель, акварель, карандаш, масляные краски).
Беседа о художнике-иллюстраторе Е. М. Рачеве
- Сегодня мы с вами будем рассматривать иллюстрации одного из художников.
- Давным-давно родились в народе первые сказки о животных. Люди, которые создавали эти сказки, хорошо знали, как ведут себя животные, какие у них характеры. Они знали, что лиса — хитрая, волк — жадный и часто бывает глупым, а заяц всегда и всех боится. Именно такими чертами обычно наделены эти животные и в сказках.
- Но в характерах и поступках сказочных животных выражаются черты и действия людей. Звери говорят на человеческом языке, мыслят и поступают, как люди: добрые и злые, храбрые или трусливые, умные или глупые.
- Много лет сказки о животных иллюстрировал художник Евгений Михайлович Рачев. (Показать портрет).
- Рисовать он начал еще в детстве. Он превращает обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев. Заставляет их жить по-новому. Во внешнем виде, в поведении и в характере животных Евгений Михайлович умело передавал черты и поступки, свойственные людям.
- Ребята, а что необычного в рисунках Е. М. Рачева вы заметили? (Он их одевает как людей).
- Да, а чтобы животные ещё больше были похожи на людей, художник их «одевает». Одевает, как людей, в русские национальные костюмы.
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.» Посмотреть рисунки можно очень быстро, но вот создать их. Для этого нужна большая подготовительная работа. Поэтому Рачёва можно было часто увидеть в зоопарке, в лесу, у реки, в библиотеке или в музее. Художник делает зарисовки. Ему надо было узнать, как в старину одевались люди, какие были дома, предметы труда и быта крестьян. И художник стремился как можно лучше ее узнать. Рисовал он акварелью, гуашью и углем.
- Лисы, медведи, волки и зайцы в рисунках Е. М. Рачёва одеты в костюмы людей, ходят на двух ногах, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как люди. (показать иллюстрации.)Недаром в сказках животных часто называют по имени отчеству Лиса Патрикеевна, Михайло Потапыч, Котофей Иванович? (Животные говорят и действуют, как люди). Недаром появились такие характеристики людей, которые сравнивают их с животными.
Дидактическая игра «Продолжи»
Хитрый как, голодный как,грязный как … ,неуклюжий как,упрямый как… ,трусливый как…
Беседа по содержанию иллюстраций
1. Сказка «Колобок»
- Кто это? (Лиса)
- Какой у нее взгляд? (Довольный, хитрый).
- Как вы думаете, какая лиса по характеру? (Ласковая, добрая, милая, но и хитрая, она же съест колобка). Посмотрите, лиса слушает песенку колобка. Она такая ласковая, такая милая. Но добра от нее не жди! Она обманет колобка и съест его! И от удовольствия лиса даже зажмурилась!
2. Сказка «Заюшкина избушка»
- А вот другая лиса. (Иллюстрация)
- Какая здесь лиса? (Злая, крикливая, наглая).
- Что она делает? ( Она забралась на печку и кричит на зайца: выгоняет его из его же дома).
- Обратите внимание, как светятся недобрым огоньком её глаза, а поза и широко раскрытая пасть помогают нам почувствовать, что лиса злая и наглая.
3. Сказка «Кот, петух и лиса»
- А сколько лёгкости и изящества в быстром беге ещё одной лисы!
- Как она прижимает к себе петушка? (ласково)
- Смотрите, как нежно и вместе с тем крепко прижимает она к себе петушка.
- Куда смотрит лиса?
-На бегу лисица повернула голову, подняла уши — не догоняет ли её кто-нибудь? Ведь она украла петушка! Нет, погони не видно. И поэтому лиса довольна: её ярко-жёлтые глаза сверкают.
4. Сказка «Лиса и волк»
- Посмотрите на этого волка. Какой он? (Жалкий, не страшный, простой, глупый). Это совсем не страшный волк. Художник изобразил его простоватым и даже глупым. По совету хитрой лисы, он опустил хвост в прорубь, чтобы поймать рыбу. (В какое время суток волк сидит у проруби)
- Тёмной ночью сидит он на морозе и ждёт. Ждет и не догадывается, что лиса обманула его. Ему холодно.
- Как вы поняли, что ему холодно?
- За ночь хвост примёрз ко льду крепко-крепко. А волк думает: «Вот сколько рыбы я поймал!» Целую ночь просидел волк около проруби и не мог вытащить свои хвост. А утром пришли к проруби за водой женщины и избили волка. Прыгал он, прыгал и оторвал себе хвост. Только тогда и смог убежать.
- А лиса и во второй раз обманула волка. (Иллюстрация)
-Вот она едет на волке. Посмотрите, какая здесь лиса? Довольная, хитрая лисица!
- А какой волк? (Жалкий)
Работа по карточкам
– Определите, какие слова здесь о лисе, какие – о волке:
хитрый глупый
простодушный ловкий
проворный простак
бесхитростный коварный
изворотливый невезучий
лукавый бестолковый?
- Подчеркните красным карандашом качества лисы, синим - качества волка.
– Нравится ли тебе лиса? А волк?
- В каких еще сказках лиса всех обхитрила? (Обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот, петух и лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса").
– Каким сказочным героям всё же удалось обмануть, наказать, победить лису? (петух, кот, журавль, собаки)
– Какой герой в сказках может сравниться с лисой в хитрости? (кот, журавль, рак)
Драматизация сказки «Лиса и журавль»
Дети исполняют роли героев сказки.
- А теперь давайте посмотрим на волка из другой сказки. (Иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят»). Волк здесь кровожаден и беспощаден.
- Любимый персонаж русских сказок - медведь. (Иллюстрация).
- Посмотрите на этого медведя. Какой он, по-вашему мнению? (Добрый, большой, сильный)
- Посмотрите, косолапый стоит около избушки и не понимает, почему лиса его не боится. Его добродушная физиономия выражает удивление, рот приоткрыт, брови высоко подняты. Как же так? Он такой большой и сильный, а не может помочь зайчику: выгнать лису из заячьей избушки.
- А вот другой медведь. (из сказки «Маша и медведь»).
- Какой здесь медведь? (ответы детей). Да, глуповатый медведь сидит, а девочка Маша ставит перед ним большой пузатый горшок с кашей.
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки,
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. ( Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся,
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
- В сказке «Колобок» медведь сидит довольный и ест мед.
- Какого еще героя русских народных сказок вы знаете? (Заяц)
- Да это заяц. (Рассматриваем иллюстрации сказка «Колобок») Взгляд у зайца хитроватый.
- Сказка «Лиса и заяц». Он вышагивает рядом с петушком и не верит, что он ему поможет, он напуган.
- Сказка «Заяц- Хваста». Посмотрите, как стоит этот заяц? (Подбоченясь, он будто говорит: «Вот я какой!»
-Усы вверх торчат. Уши поднял от удовольствия, хвалится, глаза веселые.
- Ребята, в рисунках Е. Рачева - заяц ведет себя как человек. Художник даже тулупчик надел на него.
- А теперь посмотрите на зайца, которого ругает ворона. (Заяц опустил уши, глаза напуганные, лапы повисли).
- Рисуя иллюстрации к сказкам, Рачёв, кроме самих сказочных персонажей, создаёт обстановку, в которой они живут и действуют. Он как бы вводит их в особый быт, характерный для жизни русского народа. Очень часто художник творчески обрабатывает сказки, добавляя новые ситуации и детали, и таким образом помогая увидеть и понять больше, чем написано в тексте. Важную роль играет природа в рисунках к русским народным сказкам. Мы видим на этих иллюстрациях березки, ромашки, овраги, перелески, так характерные для среднерусского пейзажа. Есть здесь и еще что-то такое, что пронизывает рисунки «русским духом». Не случайно художник использует различные бытовые подробности: изукрашенный наличник русской избы, крестьянское лукошко, вышитое полотенце.
- Поза, взгляд, движения и одежда героев Е. Рачева – все напоминает человеческие отношения. Рисунки его красочны, нарядны, декоративны.
Игра «Угадай из какой сказки»
- А сейчас мы поиграем в игру «Угадай из какой сказки». Выставляю иллюстрации, а вы угадайте, к какой сказке принадлежит данный сюжет.
Выставка детских иллюстраций
- Ребята к нашему занятию вы подготовились и нарисовали свои иллюстрации к сказкам. Давайте рассмотрим их.
Подведение итогов занятия
- Иллюстрации какого художника мы сегодня рассматривали?
- Чем отличаются рисунки Е. М. Рачева от рисунков других художников? (Он одевает своих животных в народные костюмы и мы видим перед собой как будто людей).
- Нужна ли иллюстрация в сказках?
- Чему нас учат сказки? (ответы детей)
- Сказки учат нас многому : верно дружить, побеждать зло, любить и переживать за друзей, не бояться трудностей, быть смелыми и упорными.